Ольга Сматрова
Проект «Осень красная — пора прекрасная»
▼ Скачать + Заказать документы
Основание для выбора темы
С наступлением осени, дети группы стали более пассивными, неохотно шли на прогулку, ругали погоду за дождь, прохладу и порывистый ветер. Сетовали на то, что в это время года совершенно нечем заняться. Это говорило о том, что у ребят недостаточно полное представление о замечательном и интересном времени года осени. Очень важно, чтобы дети научились замечать красоту природы, беречь её. Решение этой проблемы невозможно без взаимодействия всех участников образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов ДОО, социума. Это способствовало проектированию тематической недели «Осень красная - пора прекрасная».
Публикация «Проект „Осень красная — пора прекрасная“» размещена в разделах
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно - исследовательской деятельности ребенка в рамках реализации проекта «Осень красная - пора прекрасная».
Задачи:
- обеспечить условия для развития познавательных интересов; \
- создать условия для побуждения детей к речевой активности;
- обеспечить условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность; Молоко п
- обеспечить условия развития инициативы, самостоятельности и активности детей; Молоко полезно.
-обеспечить условия для выражения детьми своего мнения; Мо
- обеспечить условия для выбора партнеров, материалов; Мол
- создать условия для усвоения правил взаимодействия друг с другом и взрослыми (социально-коммуникативное развитие;
- создать условия для творческого развития детей; М
- обеспечить условия для творческого развития детей - создать условия для расширения представлений об осени;
- способствовать развитию интереса к этому времени года;
- создать условия для развития речевой активности детей;
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
- способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- способствовать воспитанию любви к природе;
- способствовать совершенствованию экологической культуры дошкольников; - создать условия для развития семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Актуальность
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости формирования у детей готовности самостоятельно познавать окружающий мир и осваивать его через исследовательскую деятельность, проявляя инициативу, активность и творчество.
Педагогическая ценность заключается в удовлетворении потребности ребенка в общении с детьми, взрослыми, обмена духовными ценностями, в ориентации на саморазвитие творческой индивидуальности, в воспитании ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта познания. У детей появляется шикарная возможность самостоятельно исследовать объекты, манипулировать с ними, применять свои знания в практических действиях, осознавать ценность своего труда (собранный урожай отдали в столовую детского сада).
Ожидаемые результаты
Формирование коммуникативных навыков.
Развитие познавательной активности детей.
Развитие исследовательской деятельности.
Развитие самостоятельности.
Расширение представлений о времени года осень, труде взрослых.
Развитие продуктивного взаимодействия, умения слушать друг друга, выражать своё отношение к исследовательской деятельности.
Развитие связной речи.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание трудолюбия.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Образовательное событие - развлечение «Осенний калейдоскоп»
ООД
Развитие речи
Тема: Описательный рассказ «Осень наступила»
Проблема: дети из Африки не знают, что такое осень
Результат решения проблемы: дети решают рассказать им об осени и отправить видеописьмо
Рисование
Тема: «Осенний пейзаж».
Проблема: на выставке не хватает рисунков на осеннюю тему
Результат решения проблемы: нарисовать рисунки с осенним пейзажем
ОСОМ
Тема: «Осенняя прогулка»- виртуальная экскурсия
Проблема: Объявлен конкурс фотоальбомов с описанием «Осень в лесу». Что для этого нужно сделать?
Результат решения проблемы: дети решают оправиться на экскурсию в осенний лес и сделать фото ФЭМП
Тема: «В овощном магазине»
Проблема: открыли новый овощной магазин, завезли товар, продавец не знает, как правильно разложить овощи на полках, чтобы покупателю было удобно?
Результат решения проблемы: посчитать, сколько и каких привезли, овощей. Оформить витрины.
Рисование.
Музыка
Тема: «Сбор урожая»
Проблема: для праздника нужно разучить песни об овощах, где их можно найти?
Результат решения проблемы: посмотреть в музыкальных журналах, зайти в интернет и скачать их. Разучивание песни «Огород»
ФЭМП
Тема: «Деление поровну»
Проблема: белки и ежи в лесу поссорились. Не смогли поровну поделить грибы и ягоды.
Результат решения проблемы: помочь зверям решить их спор, поделить грибы на всех
ОСОМ
Тема: «В царстве грибов» -прогулка в лес
Проблема: собрали грибы, как узнать какие съедобные, какие взять с собой?
Результат решения проблемы: посмотреть в интернете и в энциклопедии
Физическая культура
Тема: «Лесные звери готовятся к зиме»
Проблема: Внезапно похолодало, звери в лесу не успели приготовить запасы на зиму
Результат решения проблемы: помочь зверям собрать грибы, ягоды
Физическая культура
Тема: «Вот он хлебушек душистый!».
Проблема: Катюшу и Машу нужно научить печь хлеб. Как мы это будем делать, если мы не в пекарне, а в спортивном зале?
Результат решения проблемы: в играх, соревнованиях (проводятся игры, эстафеты)
Лепка: «Каравай румяный»
Проблема: Нужно встретить гостей, каравая нет
Результат решения проблемы: посмотреть рецепт, картинки с изображением каравая в интернете, испечь самим (слепить) Развитие речи
Тема «Осенние заботы на огороде»- составление рассказа по мнемотаблицам
Проблема: Дядя Федор теперь живет в деревне и не знает ничего об осенних хлопотах на огороде
Результат решения проблемы: составить рассказ, зарисовать его схематично и оправить
Физическая культура
Тема: «Осенью много хлопот, мы вскопаем огород»
Проблема: после уборки урожая у Дяди Федора на огороде осталось много сорняков и разных вредителей насекомых. Что нужно сделать. Чтобы избавиться от них? Он просит ему помочь
Результат решения проблемы: мы вскопаем огород (упражнения, игры)
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утро радостных встреч Д/И «Когда это бывает?»
Цель: создание условий для закрепления знаний временных изменений
Беседа «Красиво ли осенью?»
Цель: создание условий для формирования умения видеть красоту природы в осенних пейзажах
Прогулка – экскурсия в природу (берег реки Тарханиха). Наблюдение за осенними изменениями в природе
Труд – акция «Очистим природу от мусора»
Подвижная игра «Я под деревом стою»
Бодрящая гимнастика после сна: массаж «Дождик, дождик, лей!», дыхательная гимнастика «Осенний ветер»
Кружковая работа: аппликация
Тема «Расшила березке осень платье золотом»
Вечер: поездка в краеведческий музей Утро: игра «Я - помидор, я – огурец, тд)- метод импатии
Цель: создание условий для закрепления знаний об овощах, развития связной речи
Игра «Варим борщ на обед» - экскурсия на кухню. Наблюдение за работой повара (как готовится борщ).
Прогулка: беседа о сборе урожая на огороде.
Труд: сбор овощей на своем огороде «Веселый огородник»- овощи передаем повару д. с.
Бодрящая гимнастика после сна: «Веселый огородник» Исследовательская деятельность: фасовка семян овощей по пакетикам
Кружковая работа, аппликация
Тема: «Мы посолим огурцы».
Проблема: Незнайка не знает, как сохранить овощи на зиму
Результат решения проблемы: нужно сварить компот. Аппликации отправим ему. Утро: д/игра - придумай загадку про грибы «Что я за гриб?»
Цель: создание условий для закрепления знаний о грибах
Прогулка - наблюдение за грибами, выросшими на футбольном поле
Беседа «Опасность ядовитых грибов для здоровья»
Подвижная игра «Лесовик- Боровик»
Бодрящая гимнастика после сна: гимнастика «Соберём грибы в лукошко»
Вечер: игра-путешествие по лесам Хакасии «За грибами в лес пойдем» - исследовательская работа: «В каких лесах, какие грибы растут»
Цель: создание условий для познавательного развития
Утро: просмотр видеоролика с обсуждением «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной»
Обсуждение пословиц о хлебе
Драматизация сказки для малышей «Колобок»
Прогулка: Прогулка: Рябина осень празднует, бусы красные надев - наблюдение за рябиной
-Найдите на участке рябину!
-Какие звери и птицы любят ягоды рябины?
Труд - сбор листьев тополя, рябины, для осенних поделок.
Подвижная игра «Прилетели снегири»
пальчиковое упражнение Бодрящая гимнастика после сна: массаж пальцев рук, ступни «Мы веселые колоски»
Вечер: создание тематического альбома «Откуда пришел хлеб»
Библиотечный час «В книжкином доме» -викторина осеннюю тему
Утро: интервью «Мое любимое время года2
Прогулка: беседа: «Какие заботы ждут людей осенью?» «Ветер друг или враг?»
Труд: уборка на огороде «Веселый огородник»
Эстафеты «Огородники», «Хлеборобы»
Бодрящая гимнастика после сна: упражнения с элементами дыхательной гимнастики «Мы копаем огород»
Вечер: развлечение «Осенний калейдоскоп»
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)
В центре развития «Маленькие ученые» появляются листья разных деревьев, разной окраски и фактуры, материалы для альбома «Осень в лесу»- самостоятельное исследование листьев, их классификация.
В центре развития «В море книг» появляются книги: К. Бальмонта «Сентябрь», К. Ушинский «Осень»,
И. Соколов - Микитов «Листопадничек». Дети рассматривают их, обсуждают
В центре творческого развития дети находят наброски осенних пейзажей, спонжи, краски, кисти, нити, печати В центр развития «В море книг» появляются книжки с загадками и пословицами в картинках. Дети рассматривают книги, отгадывают загадки, делятся впечатлениями
Центр развития «Сюжетно – ролевые игры» («Магазин») - появляется корзина с муляжами овощей
Центр речевого развития дети рассматривают альбомы «Огород», «Витамины круглый год»
В центре творческого развития появляются раскраски «Что нам осень принесла», материалы для изготовления поделок из природного материала. Дети, пользуясь инструкциями и схемами. изготавливают поделки В центре развития «Юный театрал» дети находят атрибуты пальчикового театра «Под грибом», инсценируют сказку.
В центре развития речи появляются иллюстрации к тематическому альбому. Дети самостоятельно систематизируют материал, создают альбом.
Центр речевого развития появляются раскраски «Грибы», материалы для аппликаций – коллективная работа «Ёжики в лесу»- дети, договариваясь и распределяя работу, изготавливают панно
В центре развития «В море книг» появляются книги: Даль «Война грибов с ягодами»
Я. Тайц «Грибы», М. Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса» В. Приходько
Дети рассматривают их, обсуждают
В центре развития «Мы дежурим» дети находят хлебницы, хлеб, салфетки. Советуясь, как нужно раскладывать хлеб в хлебницы, накрывают на столы.
В центре развития речи находят книги - рассказы о хлебе в картинках, таблицах. Читают, обсуждают Находя красивые открытки - листики, веточки рябины, гирлянды из листьев украшают групповое помещение к празднику. Делают фотовыставку из фотографий, принесенных родителями
Взаимодействие с родителями
Приглашение родителей для участия в проекте
Задание: подбор материала к проекту вместе с детьми по теме (пословицы, загадки, поговорки, пословицы, стихи про осень)
Организация поездки в краеведческий музей Подготовка совместно с детьми иллюстраций к альбомам «Огород», «Витамины круглый год».
Фотовыставка «Вот такой урожай! (на фото должны быть сюжеты работы на огороде родителей и их детей»
Заучивание стихов к празднику, конкурсу стихов Создание совместно с детьми тематического альбома «Осень в лесу»
Изготовление корзин для сбора урожая на огороде
Подготовка поделок к конкурсу – выставке «Осенние фантазии» Подготовка фотовыставки «Уборка хлеба», Костенко Н. Р. и Элтеко В. П. -(мастера ПУ-12, дедушки Кати и Глеба)
Участие в развлечении, исполнение ролей осени, вороны, кикиморы
Конкурс на лучший рецепт заготовок на зиму, дегустация
Взаимодействие с социумом
Поездка в Хакасский краеведческий музей Игровая программа для детей ДС «Радуга» Конкурс чтецов «Славная осень» в Усть - Абаканской СОШ. В ДЦБ викторина на осеннюю тему Участие в творческом районном конкурсе «Осень, в гости просим»
Опыт практического применения.
Проект «Осень красная – пора прекрасная» можно реализовать с детьми старшего дошкольного возраста. Важно создать условия для формирования у детей готовности познавать окружающий мир и осваивать его через исследовательскую деятельность, где ребенок проявляет творчество, инициативу. Ощущая себя настоящими учеными, дети с удовольствием обследуют, сравнивают, измеряют, взвешивают и при этом каждый раз решают поставленную проблему от имени сказочных героев (фасовка и сравнение семян цветов, рассматривание листьев, овощей, сбор урожая, наблюдение за приготовлением салата из собранных овощей). Созданная атмосфера эмоциональной радости в течение всей недели помогла детям увидеть всю красоту осенней природы. В одном и том же явлении природы видеть не только «плохо», но и «хорошо» (Когда ветер помощник, а когда нет? и тд., ощущая себя настоящими героями, дети с удовольствием участвовали в акции ««Очистим природу от мусора». Участвуя в разных играх, ребята получали не только положительный эмоциональный настрой, но и познавательное развитие проходило через каждую игру. А сколько было радости и гордости за созданные совместно с родителями альбомы, фотовыставки, поделки, участие родителей в празднике, а так же незабываемая для детей поездка в Хакасский краеведческий музей.
Анализируя проект с детьми, где вся деятельность отражена в фотографиях, презентациях, видеороликах, мы выявили, что у детей расширился кругозор (о времени года, овощах, грибах, хлебе, труде взрослых осенью, дети стали бережнее относится к природе, проявляют интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, осознали ценность своего труда. У детей появился интерес и желание поделиться своими знаниями с детьми другой группы.
Список литературы
1. Вераксы Н. Е, Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй старшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2008
3. Кокуева Л. В Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М. : АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)
4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду, М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2011
6. Журнал «Дошкольное воспитание», № 1/2012 г., № 1, 2014 г