Папки-передвижки

Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (2 часть)

Лариса Воронцова
Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика изменений в образовательном процессе.

При формировании работы по овладению детьми дошкольного возраста элементарных норм и правил здорового образа жизни (ЗОЖ) надо дополнить организационные и психолого – педагогические условия:

1. Просветительской работой.

2. Наличием в дошкольном учреждении специальной обучающей программы.

3. Овладением системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

4. Диагностическим комплексом с опорой на материалы Е. Н. Васильевой, Л. Г. Касьяновой

5. Критериями сформированности здорового образа жизни:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

Публикация «Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (2 часть)» размещена в разделах

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о строении человека, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своём физическом развитии.

На основе выделенных критериев определены четыре уровня успешности выполнения заданий, отражающие уровни представлений о ЗОЖ у детей, участвующих в исследовании.

Чтобы повысить, высокий уровень сформированности ЗОЖ у детей мы внедряем в образовательный процесс парциальные программы: «Планета детства» Л. И. Греховой, Т. Г. Олешкевич и «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой. Они составлены с учетом современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием материалов валеологического блока программы и отвечают объективным потребностям практики.

Цель программы - формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма. При реализации программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки, но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг»: в сторону здоровья или болезни.

Программа ставит перед педагогами следующие задачи:

1. Сформировать у ребенка понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «закаливание», раскрыть смысл и значение здоровья как общечеловеческой ценности и основы развития человека, реализации его преобразующей роли в мире.

2. Создать представление о физической культуре и закаливающих мероприятиях как об основных факторах, формирующих здоровье человека.

3. Учить детей правильному использованию физической культуры, ее разнообразных средств, закаливающих мероприятий в повседневной жизни.

4. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании для достижения чувства «мышечной радости», оптимизма, психологической устойчивости в современных условиях.

Программа рассчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста, срок ее реализации один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю. Занятия проводятся при участии, инструктора по физкультуре, музыкального работника, медицинского персонала, воспитателя и помощника воспитателя.

Итогом проводимой работы в общей системе оздоровительно-воспитательной работы должно стать стремление детей творить свое здоровье, желание и умение заниматься физической культурой, проявление самостоятельности в выборе средств и путей оздоровления в согласии с законами природы, законами бытия.

Содержание программы

Данная программа представляет собой систему занятий, включающих познавательный материал в сочетании с физкультурно-оздоровительными комплексами. Материал курса разделен на 3 блока:

I блок - «Здоровье - бесценный дар природы» - направлен на уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье, его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни.

II блок - «Движение - путь к здоровью» - направлен на формирование у детей представлений и знаний об одном из основных факторов здоровья - движение; способах достижения полноценного здоровья через организацию оптимального двигательного режима и физкультурно-оздоровительную, спортивную деятельность;

III блок - «Если хочешь быть здоров - закаляйся» - направлен на ознакомление детей со способами закаливания организма с целью противостояния различным заболеваниям.

Методическую основу образовательной работы составляет проблемный метод, создание для ребенка ситуации выбора. Постоянный поиск правильного ответа на проблемный вопрос «что и как я должен сделать в этой ситуации для того, чтобы стать здоровее и совершеннее?», являющейся стержнем большинства предусмотренных программой занятий, помогает выработать у ребенка творческий подход к выбору средств и путей оздоровления.

Программа также предусматривает использование следующих методов и приемов работы:

- рассказ педагога;

- беседа;

-рассматривание альбомов, фотографий;

- просмотр мультфильмов, диафильмов, слушание аудиозаписи;

- ознакомление с художественной и научной литературой;

- опыты и наблюдения;

- минутки размышления;

- комплексы общеразвивающих упражнений;

- комплексы корригирующей гимнастики;

- комплексы психогимнастики и «Сказкотерапии»;

- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;

- подвижные, спортивные, дидактические, театральные, настольные, сюжетно-ролевые игры;

- конкурсы и викторины;

- работа на гимнастических комплексах;

- музыкально-ритмические минутки;

- закаливающие мероприятия;

- инсценирование и анализ произведений художественной литературы и опасных ситуаций.

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов.

1. Для реализации намеченных задач программа предполагает создать развивающую предметно-пространственную среду:

- уголки: «Больница», «Неболейка», «Радуга настроения», «Карта здоровья»;

- атрибуты и шапочки к подвижным и сюжетно-ролевым играм;

- карточки - схемы к подвижным играм;

- настольные игры «Виды спорта», «Азбука движений», «Спортивное лото»;

- детская художественная и научная литература;

- спортивный инвентарь и оборудование;

- гимнастический комплекс;

- лаборатория Айболита;

- стенгазета «Будьте здоровы!»;

- использовать тренажеры, пособия;

2. Изучив федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ) разработать программу, направленную на здоровый образ жизни «Здоровый малыш», которая направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование ответственности у педагогов, родителей и детей в деле сохранения собственного здоровья.

3. Внедрить в работу социально – оздоровительную технологию Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»

4. Оформить заявку на год на социального педагога и психолога для проведения тренингов по данному направлению.

5. Организовать курсовую подготовку педагогов по данному направлению.

6. Организовать методические объединения: мастер класс на районном уровне и семинар – практикум на уровне детского сада на тему «Здоровое питание».

7. Разработать план со спортивной школой.

8. Организовать проведение в детском саду кружковой работы «Юные атлеты».

9. На сайте детского сада <bez.berezka3@mail.ru>; размещать информацию для родителей и педагогов других детских садов, делиться своими достижениями, разработками с целью распространения своего опыта по данному направлению.

10. Использовать нормативно - правовые документы:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ Об образовании;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384);

Конституция Российской Федерации. М., 1996г. ;

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Постановление от 15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Глоссарий

Здоровье

- состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье

– состояние телесного, душевного и социального благополучия».

Профилактика

(древнегреческое prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Здоровый образ жизни

— образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Условия

– это правило, существующее, установленное в той или иной области жизни деятельности, обеспечивающее нормальную работу, функционирование чего-либо.

Здоровое питание

(здоровая диета, английское healthy diet) — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Витамины

(от латинского vita — «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.

Закаливание

- это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Режим дня

– это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Физическая культура

— часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Публикации по теме:

Необходимость формирования у детей дошкольного возраста привычек здорового образа жизни Необходимость формирования у детей дошкольного возраста привычек здорового образа жизни. (Статья) Автор: воспитатель МБДОУ «Ручеек»№18.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (2 часть)
Опубликовано: 4 июня 2014 в 21:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (2 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Воронцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД