Лариса Воронцова
Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика изменений в образовательном процессе.
При формировании работы по овладению детьми дошкольного возраста элементарных норм и правил здорового образа жизни (ЗОЖ) надо дополнить организационные и психолого – педагогические условия:
1. Просветительской работой.
2. Наличием в дошкольном учреждении специальной обучающей программы.
3. Овладением системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
4. Диагностическим комплексом с опорой на материалы Е. Н. Васильевой, Л. Г. Касьяновой
5. Критериями сформированности здорового образа жизни:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
Публикация «Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (2 часть)» размещена в разделах
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о строении человека, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своём физическом развитии.
На основе выделенных критериев определены четыре уровня успешности выполнения заданий, отражающие уровни представлений о ЗОЖ у детей, участвующих в исследовании.
Чтобы повысить, высокий уровень сформированности ЗОЖ у детей мы внедряем в образовательный процесс парциальные программы: «Планета детства» Л. И. Греховой, Т. Г. Олешкевич и «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой. Они составлены с учетом современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием материалов валеологического блока программы и отвечают объективным потребностям практики.
Цель программы - формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма. При реализации программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки, но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг»: в сторону здоровья или болезни.
Программа ставит перед педагогами следующие задачи:
1. Сформировать у ребенка понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «закаливание», раскрыть смысл и значение здоровья как общечеловеческой ценности и основы развития человека, реализации его преобразующей роли в мире.
2. Создать представление о физической культуре и закаливающих мероприятиях как об основных факторах, формирующих здоровье человека.
3. Учить детей правильному использованию физической культуры, ее разнообразных средств, закаливающих мероприятий в повседневной жизни.
4. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании для достижения чувства «мышечной радости», оптимизма, психологической устойчивости в современных условиях.
Программа рассчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста, срок ее реализации один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю. Занятия проводятся при участии, инструктора по физкультуре, музыкального работника, медицинского персонала, воспитателя и помощника воспитателя.
Итогом проводимой работы в общей системе оздоровительно-воспитательной работы должно стать стремление детей творить свое здоровье, желание и умение заниматься физической культурой, проявление самостоятельности в выборе средств и путей оздоровления в согласии с законами природы, законами бытия.
Содержание программы
Данная программа представляет собой систему занятий, включающих познавательный материал в сочетании с физкультурно-оздоровительными комплексами. Материал курса разделен на 3 блока:
I блок - «Здоровье - бесценный дар природы» - направлен на уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье, его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни.
II блок - «Движение - путь к здоровью» - направлен на формирование у детей представлений и знаний об одном из основных факторов здоровья - движение; способах достижения полноценного здоровья через организацию оптимального двигательного режима и физкультурно-оздоровительную, спортивную деятельность;
III блок - «Если хочешь быть здоров - закаляйся» - направлен на ознакомление детей со способами закаливания организма с целью противостояния различным заболеваниям.
Методическую основу образовательной работы составляет проблемный метод, создание для ребенка ситуации выбора. Постоянный поиск правильного ответа на проблемный вопрос «что и как я должен сделать в этой ситуации для того, чтобы стать здоровее и совершеннее?», являющейся стержнем большинства предусмотренных программой занятий, помогает выработать у ребенка творческий подход к выбору средств и путей оздоровления.
Программа также предусматривает использование следующих методов и приемов работы:
- рассказ педагога;
- беседа;
-рассматривание альбомов, фотографий;
- просмотр мультфильмов, диафильмов, слушание аудиозаписи;
- ознакомление с художественной и научной литературой;
- опыты и наблюдения;
- минутки размышления;
- комплексы общеразвивающих упражнений;
- комплексы корригирующей гимнастики;
- комплексы психогимнастики и «Сказкотерапии»;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
- подвижные, спортивные, дидактические, театральные, настольные, сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы и викторины;
- работа на гимнастических комплексах;
- музыкально-ритмические минутки;
- закаливающие мероприятия;
- инсценирование и анализ произведений художественной литературы и опасных ситуаций.
Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов.
1. Для реализации намеченных задач программа предполагает создать развивающую предметно-пространственную среду:
- уголки: «Больница», «Неболейка», «Радуга настроения», «Карта здоровья»;
- атрибуты и шапочки к подвижным и сюжетно-ролевым играм;
- карточки - схемы к подвижным играм;
- настольные игры «Виды спорта», «Азбука движений», «Спортивное лото»;
- детская художественная и научная литература;
- спортивный инвентарь и оборудование;
- гимнастический комплекс;
- лаборатория Айболита;
- стенгазета «Будьте здоровы!»;
- использовать тренажеры, пособия;
2. Изучив федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ) разработать программу, направленную на здоровый образ жизни «Здоровый малыш», которая направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование ответственности у педагогов, родителей и детей в деле сохранения собственного здоровья.
3. Внедрить в работу социально – оздоровительную технологию Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»
4. Оформить заявку на год на социального педагога и психолога для проведения тренингов по данному направлению.
5. Организовать курсовую подготовку педагогов по данному направлению.
6. Организовать методические объединения: мастер класс на районном уровне и семинар – практикум на уровне детского сада на тему «Здоровое питание».
7. Разработать план со спортивной школой.
8. Организовать проведение в детском саду кружковой работы «Юные атлеты».
9. На сайте детского сада <bez.berezka3@mail.ru> размещать информацию для родителей и педагогов других детских садов, делиться своими достижениями, разработками с целью распространения своего опыта по данному направлению.
10. Использовать нормативно - правовые документы:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ Об образовании;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384);
Конституция Российской Федерации. М., 1996г. ;
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Постановление от 15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Глоссарий
Здоровье
- состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровье
– состояние телесного, душевного и социального благополучия».
Профилактика
(древнегреческое prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Здоровый образ жизни
— образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Условия
– это правило, существующее, установленное в той или иной области жизни деятельности, обеспечивающее нормальную работу, функционирование чего-либо.
Здоровое питание
(здоровая диета, английское healthy diet) — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Витамины
(от латинского vita — «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.
Закаливание
- это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
Режим дня
– это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Физическая культура
— часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.