МААМ-картинки

Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (1 часть)

Лариса Воронцова
Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. здоровье – состояние телесного, душевного и социального благополучия». Данное определение обращает внимание на интегрированный характер этого понятия. Это означает, что наряду с медицинскими (понимаемыми как соматический и психический) компонентами здоровья необходимо учитывать такие аспекты, как психологический, социальный, валеологический, экологический и др.

Публикация «Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (1 часть)» размещена в разделах

Факторами, обуславливающими формирование здоровья, являются окружающая среда (природная, в том числе предметная, социальная, культурная и т. д., генотип человека и внутренний мир.

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является физическое развитие ребенка, сохранение его здоровья. Проблема оздоровления детей - действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей. Поэтому целью работы педагогов является формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения и укрепления здоровья с помощью приобщения к здоровому образу жизни с самого раннего детства. Ведь здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. Так как это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

- Рациональный режим;

- Правильное питание;

- Рациональная двигательная активность;

- Закаливание организма;

- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н. М. Амосова, О. И. Давыдовой, В. Г. Жданова, О. Л. Зверевой, П. Иванова, Я. А. Коменского, С. П. Семенова, Ф. Г. Углова, Д. Уотсона, Г. С. Шаталовой. Актуальность проблемы в том, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока не является важнейшей и первостепенной задачей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на ребенка, который умеет жить в мире с самим собой, в общении, игре проявляет инициативу и самостоятельность, старается разрешать конфликты, владеет ключевыми социальными навыками здорового и безопасного образа жизни, уважение к другим людям и демократическим ценностям. Поэтому содержание образования должно соответствовать задачам удовлетворения потребностей полноценного и разностороннего развития каждого ребенка. Анализ в результатах профессиональной деятельности показывает, что на лицо явное противоречие между требованиями со стороны государства, ожиданиям современного общества, запросам родителей, и реальными возможностями дошкольного учреждения.

Задача федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) - поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала должно обеспечиваться через многообразие содержания программ.

Детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой. Содержание программы по овладению детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни направлена на работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильною осанку во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию (знание своего тела, название его отдельных частей, но этого не достаточно. Анализ практического опыта показывает, что у 61% дошкольников отмечен низкий уровень сформированности здорового образа жизни. Средний уровень -26% дошкольников, высокий уровень –13% дошкольников.

Низкий уровень сформированности ЗОЖ у детей очень высок, так как они малоподвижны, подвергаются стрессам. Во многих семьях присутствуют вредные привычки (курение мамы, алкоголь, неправильное питание, несоблюдение режима дня. Чтобы избежать этого, необходимо, большое внимание уделять работе с родителями, с целью повышения их уровня образования в ЗОЖ и включения их в реализацию воспитательно-образовательного процесса, так как на основании статьи 44 Закона об Образовании, родители являются полноправными участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении, несут ответственность за результаты освоения знаний, поэтому необходимо переводить их из позиции «сторонних наблюдателей» в позицию «социальных партнёров».

Анализ недостатков в основном процессе показывает, что мало разработано новых технологий, образовательных программ по данному направлению, а также профессиональная некомпетентность педагогов, не владение ими информационно–коммуникативными технологиями, нехватка узких специалистов, также нет взаимодействия между педагогами дошкольного учреждения, не уделяется достаточного внимания планированию совместной работе педагога с семьей по формированию основ ЗОЖ, реализации роли взрослого в данном процессе.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Основная цель дошкольного учреждения согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) - создание условий для обеспечения полноценного развития личности ребёнка. Однако анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности показывает, что ее решение затрудняется, так как количество детей в группе на одного взрослого, не всегда позволяет сформировать индивидуальный подход к каждому ребёнку, а новые санитарно – эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) не до конца разъясняют временное дозирование детских видов деятельности и конкретные формы работы. Недостаточно разработаны системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Также отмечается недостаток разработанных рекомендаций по организации предметно-пространственной среды, и соответствующего методического обеспечения.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Работа по оздоровлению детей в каждом детском саду ведётся всегда, но она не достаточно эффективна. В настоящее время экономическое и социальное положение семей в нашем обществе создает множество факторов риска для подрастающего поколения, ведет к целому ряду проблем, требующих решения.

Анализ создавшейся ситуации в системе образования в целом и детском саду, в частности, позволяет выявить противоречия:

- между необходимостью повышения уровня физического развития детей и недостаточным пониманием серьезности этой проблемы со стороны родителей;

- между потребностью персонала детского сада в выработке единых подходов к организации питания, закаливания, физической активности и неготовностью родителей к конструктивному сотрудничеству;

- между необходимостью оздоровления детей и отсутствием системности в организации оздоровительной, профилактической и просветительской работы со всеми субъектами образовательного процесса.

Для разрешения данных противоречий, необходимо создание условий преемственности здоровьесберегающих технологий в детском саду и семьях воспитанников, чтобы выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить санитарно - гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Требования статьи 4.6 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОСТ) к результатам освоения программы по овладению элементарными нормами и правилами по здоровому образу жизни представлены в виде целевых ориентиров:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Публикации по теме:

Формирование уважительного отношения к труду взрослых и его результатам у детей старшего дошкольного возраста (часть 1) часть 2 I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (1 часть)
Опубликовано: 4 июня 2014 в 21:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организационные и психолого-педагогические условия овладения дошкольниками элементарными нормами и правилами ЗОЖ (1 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Воронцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД