Людмила Садчикова
Формирование уважительного отношения к труду взрослых и его результатам у детей старшего дошкольного возраста (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Введение Федеральных государственных требований в дошкольном образовании позволяет сместить акценты с академического получения ребёнком знаний, навыков и умений, и сделать ключевым его социально-личностное развитие.
Публикация «Формирование уважительного отношения к труду взрослых и его результатам у детей старшего дошкольного возраста (часть 1)» размещена в разделах
Социально-личностное развитие ребёнка включает в себя несколько направлений работы и реализуется через образовательные области
Социализация
Безопасность
Труд
Очень важным аспектом в формировании социально-востребованного члена общества является трудовое воспитание дошкольника.
Согласно ФГТ содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
На основе личных наблюдений за старшими дошкольниками мной было выявлено, что у детей не достаточно сформировано уважительное отношение к труду взрослых и его результатам. Дети могут не задумываясь пройти в грязной обуви по только что вымытому полу; вытереть грязные руки о чистое полотенце; бросив мусор мимо ведра, не поднять его ; затеять игру с хлебом. А так же дети старшего дошкольного возраста имеют более полные представления о знакомых профессиях (продавец, врач, водитель, воспитатель и т. д.) и скудное представление о профессиях, с которыми не встречаются в повседневной жизни (учёный, плотник, реставратор и т. д., о сфере деятельности родителей.
Не смотря на то, что беседы о важности труда; сюжетно-ролевые и дидактические игры направленные на формирование ценностного отношения к труду других людей регулярно включаются в образовательный процесс старших дошкольников, представления детей в этой области сформированы не на должном уровне. Это происходит из-за ряда недостатков в процессе и условиях профессиональной деятельности педагога :
детям 5-6 лет доступны отрывочные знания о профессиях, с которыми им не приходится встречаться лично. Например программист, бухгалтер, радиотехник, доярка, скотник и т. д.
недостаточна база наглядных материалов и пособий которые могли бы углубить и расширить и конкретизировать представления детей о различных сферах деятельности человека
нехватка информационно-коммуникативных технологий, позволяющих углубить и расширить представления детей о труде взрослых и его результатах.
недостаточно хорошо организовано взаимодействие ДОУ и родителей по формированию уважения к труду с родителями воспитанников.
На основе проведённого анализа можно заключить, что для воспитания социально значимой, гармонично развитой, нравственной и успешной личности необходимо формировать у старшего дошкольника уважительное, ценностное отношение к труду других людей и его результатам.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведённого анализа можно сформулировать такую профессиональную проблему, как выявление и создание эффективных условий формирования уважения к труду взрослых и его результатам у старших дошкольников.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Среди задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста- формирование ценностного отношения к своему труду и труду других людей и его результатам является неотъемлемой частью общей концепции современного образования. При успешном решении этой задачи у ребёнка 5-6 лет будут сформированы согласно ФГТ :
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что плохо». Например, видя, что пол только что помыт, ребёнок остановится и снимет грязную обувь, не смотря на то, что ему очень хочется побыстрее пробежать к своему шкафчику, более тщательно вымоет руки, для того, чтобы не испачкать чистое полотенце.
способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Например, сртяхнёт воду с вымытых рук в раковину, прежде чем пойти к своему полотенцу, для того, чтобы не залить пол.
проявляет уважительное отношение к труду взрослых и его результатам – без напоминаний говорит спасибо, старается аккуратно есть, не рассыпая крошки на пол, так как знает, что няня потрудилась, для того, чтобы было чисто.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
интересуется трудом взрослых, проявляет интерес к профессиям, интересуется результатами труда.
задаёт вопросы взрослому о его профессиональной деятельности, интересуется работой своих родителей.
способен самостоятельно действовать в трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению поручений, в игровой деятельности.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
откликается на эмоции близких и друзей. Например видит, как человек огорчается, если ребёнок проявляет неуважение к его труду