Ирина Чуркина
Организационно-массовая работа по ПДД (игровая деятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
ПДД в игровой деятельности
Игровая деятельность и ПДД : цели, задачи
Требования к организации игр
Обучающие или дидактические игры
Приёмы используются в дидактических и развивающих играх по ПДД
Дидактические и развивающие игры по ПДД
ПДД в игровой деятельности
С методической точки зрения, игра:
• формирует эмоционально-волевые характеристики личности ребёнка;
• определяет направление физического, умственного и духовного развития;
• помогает раскрыть творческие задатки малышей.
Публикация «Организационно-массовая работа по ПДД (игровая деятельность)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Другими словами, игровая деятельность — это форма общественной жизни ребёнка, способ социализироваться. Вот почему вся просветительская работа по ознакомлению и отработке ПДД в дошкольном образовательном учреждении ведётся через понятные ребятами конкретного возраста игровые взаимодействия.
Игровая деятельность и ПДД : цели, задачи:
Раскрытие темы безопасности участников дорожного движения посредством игры позволяет реализовывать следующие образовательные цели:
• обучать малышей давать оценку дорожной ситуации, опираясь на знание значений сигналов светофора;
• тренировать у детей внимательность и наблюдательность;
• формировать понимание безопасности на дорогах (к примеру, не перебегать дорогу на зелёный свет, если подойдя к переходу, сигнал уже горел, иначе возникает большой риск не успеть завершить манёвр до возобновления движения транспорта);
• развивать речь (игры по ПДД дают возможность малышам младших групп обогатить словарный запас, уяснить закономерности составления предложений, детям среднего дошкольного возраста — освоить грамматические особенности языка, воспитанникам старшей и подготовительной групп — отработать навыки составления монологических и диалогических высказываний);
• воспитывать потребность избегать ситуаций, потенциально угрожающих здоровью и жизни;
• знакомить и участвовать в разных видах игровой деятельности.
Среди задач, решение которых позволяет добиться поставленных целей, можно назвать:
• освоение понятий, связанных с ПДД (в младшем дошкольном возрасте – «светофор», «сигнал светофора», «пешеход», в средней группе – «переход», «дорожный знак», в старшей и подготовительной – «безопасность на дороге» и пр.);
• отработка навыка пересекать проезжую часть, опираясь на значение сигналов светофора (в младших группах дети знакомятся с принципом работы устройства, то есть смены сигналов, а в дальнейшем отрабатывают навык пересечения проезжей части по светофору);
• получение и систематизация знаний об основных видах транспорта, а также особенностях их передвижения;
• тренировка внимательности, памяти (игры позволяют не только проиграть конкретную дорожную ситуацию, но и, повторяя материал из года в год, довести до автоматизма базовые знания ПДД);
• расширение кругозора;
• практика речи (если в младшем дошкольном возрасте ребята отвечают на вопросы в игровых ситуациях отдельными словами, словосочетаниями, то в средней группе дети учатся составлять полные предложения, а в старшей и подготовительной — сочинять целые монологические высказывания, раскрывающие тот или иной аспект темы);
• воспитание чувства радостного сотворчества, товарищества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Требования к организации игр
Вне зависимости от вида и темы игр Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены требования к их организации.
1. Поощрение инициативы. В реализации этого принципа как раз таки и проявляется педагогическое мастерство воспитателя: мотивация детей должны быть на таком уровне, чтобы они все захотели) проявить интеллектуальную и физическую активность.
2. Доступность. Игровой сюжет и все действия нужно объяснять так, чтобы они были понятны всем участникам.
3. Динамичность. Хронометраж игры должен соответствовать её виду, а также возрасту.
4. Наглядность. Дошкольники воспринимают мир через образы, поэтому картинки, видео — основа любого вида деятельности, в том числе и игр.
5. Положительный эмоциональный настрой. Чтобы увлечь даже тех малышей, у которых не всё в игре получается, педагог должен быть доброжелателен и открыт по отношению к воспитанникам.
6. Общая цель. Этот принцип касается в основном сюжетно-ролевых и театрализованных игр, так как подразумевает, что дети, вне зависимости от тех ролей, которые они выполняют в игре (пассажир, водитель или контролёр в автобусе, усваивают правила дорожного движения.
7. Самостоятельность. На младшие группы это требование не распространяется, так как воспитатель является полноценным участником любой игры и принимает на себя роль лидера: водящего, главного персонажа. Но начиная со средней, участие педагога минимизируется до подсказок, отдельных указаний и напоминания правил.
8. Индивидуализация игровой деятельности. Безусловно, игры интересны всем детям. Но в зависимости от темперамента и особенностей характера какие-то виды игровой активности нравятся малышам больше, а какие-то меньше. Задача педагога в каждом виде игр найти ребёнку роль по душе.
9. Положительная оценка. Каждый участник игры по её завершении должен получить похвалу — это закон.
10. Повторение — мать учения. Учитывая важность темы, уже знакомые детям игры время
Обучающие или дидактические игры
Игры этого вида используются при:
• ознакомлении с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп — предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
• практическом применении знаний, умений и навыков
Для дидактических игр важны:
• условия, то есть правила;
• обозначенный конечный результат;
• выверенные игровые действия.
Приёмы используются в дидактических и развивающих играх по ПДД
Словесные способы взаимодействия с детьми
Поскольку цель речевого развития детей сопровождает образовательный процесс в ДОУ на всех возрастных этапах, звучащая речь педагога, диалоги и монологи детей играют важную роль в любой деятельности воспитанников, а тем более в играх как ведущем виде активности малышей.
Объяснение
Воспитатель должен давать чёткие, последовательные описания каждого этапа игры. Важно также повторять порядок игровых действий перед началом уже известного сюжета — так дети усваивают не только правила, но и алгоритм составления логичных высказываний. Для младшей и средней групп речь взрослого — это языковая модель, копируя которую дети «выговариваются», то есть начинают разговаривать, строить предложения, вступать в диалог. Для старшей и подготовительной объяснение — это образец составления цельного высказывания, этап освоения правил подготовки монологического высказывания.
Загадки и стихотворения
Традиционно эти словесные приё мы считаются наиболее удобным способом мотивировать малышей: с одной стороны, дети очень азартно отгадывают загадки или повторяют рифмовки, а с другой — для того чтобы включить ребят в работу (даже самых маленьких) не требуется много времени.
Группа наглядных приёмов
Наглядно-образное восприятие мира детьми ставит наглядность в авангард методических приёмов в любом виде деятельности. В играх малыши должны видеть:
• картинки-иллюстрации игровых движений, действий, а также сюжета игры;
• видео, презентации по теме;
• демонстрацию игровых условий педагогом (иными словами, воспитатель показывает все действия любого вида игр).
Дидактические и развивающие игры по ПДД
Игра «Светофор»
Цель: развитие внимания, памяти.
Ход игры:
Воспитатель: Я буду показывать вам кружки разного цвета: зеленый кружок – все дружно хлопают в ладоши; желтый кружок – поднимают руки вверх; красный – молчат.
Игра «Умный светофор»
Игра «Виды транспорта»
Игра «Дорожные лабиринты»
Игра «Назови знак»
Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: палочки с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат палочки со знаками. Ребенок берет палочку со знаком, называет знак и кладет в соответствующий кармашек.
2-й вариант. Играющим раздают палочки со знаками. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.
Игра «Загадки»
Игра «Что за машина?»
Игра «Назови Знак»
Игра - лото «Транспорт»