МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Организация труда детей в огороде и цветнике»

Ирина Сафронова
Консультация для педагогов «Организация труда детей в огороде и цветнике»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов "Организация труда детей в огороде и цветнике».

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть еще больше.

Публикация «Консультация для педагогов „Организация труда детей в огороде и цветнике“» размещена в разделах

Труд детей в природе создает благоприятное условие для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.

В труде сочетаются умственные и волевые умения. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работа на участке (в огороде, цветнике, ягоднике, а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В детских садах имеются природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать.

Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов на огороде. Сеять лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.

Конечная цель – вырастить овощи. ягоды, цветы, и результаты труда конкретный и понятный ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, но это имеет место в ручном труде (сделал игрушку – можешь играть).

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе?

Одно из условий всякой работы – правильная организация труда. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Существуют различные формы детской деятельности. В практике распространенной формой являются занятия, которые проводятся в уголке природы, на огороде, цветнике, по перекопке земли, рыхлению, устройству грядок и клумб, посеву, уходу, сбору урожая.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно проходить не только на специально организованных занятиях, но в преимущественно повседневном труду.

Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает какой они получат результат. По мере необходимости показывает нужные приемы. Также в процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач, считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными.

Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Посредством объяснения и показа детей знакомят с правилами вскопки и рыхления земли. Обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнять до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте.

После устройства грядок и клумб дети сажают семена уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние в 8-10 см и делать ямку; как семена раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Такие конкретные и понятные указания помогают воспитанникам сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить. Закончив посев, дети с помощью воспитателя засыпают семена землей, поливают, притеняют (в случае жаркой погоды).

Дети высаживают рассаду (помидоров, пересаживают цветы (анютины глазки, астры, бархатцы, львиный зев, петунию, настурцию и др.). В ходе работы воспитатель учит дошкольников делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидая, пока она впитается в землю, опускать растение в ямку, засыпать ее землей и «обжимать» землю вокруг стебля, оставляя лунку для полива.

Старшие дошкольники пропалывают растения на разных стадиях роста. Значение прополки дети хорошо понимают: вредные растения мешают росту культурных, отнимают много света, воды. Трудность заключается в том, чтобы научить их отличать сорняки от культурных растений (например, листья сорняка – пырея очень похожи на первые листья моркови). Наблюдая с детьми всходы, надо обращать их внимание на то, что не все растения одинаковые. Большинство выросло из тех семян, которые сеяли, а некоторые – из оставшихся в земле корней и семян сорных трав. Учить ребенка различать растения помогать сравнивать их по внешнему виду.

Обучение приемам прополки проводится на фронтальном занятии. Педагог объясняет, что надо брать траву за стебель у самой земли, и, немножко раскачав, выдергивать, а затем отряхивать землю с корней, сопровождает свои слова показом. В течение лета внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений.

Необходимо учить детей правильно собирать цветы. Воспитатель объясняет, что цветы собирают лишь в том случае, когда хотят украсить комнату, поздравить кого-то с торжественной датой и пр. Рвать много цветов нельзя – букет должен быть небольшим, и уж совсем недопустимо бросать сорванные растения. Надо довести до сознания детей, что самый лучший цветок – это тот, который стоит там, где он «родился» - на обочине полевой дороги, на цветнике, на лугу, возле студеного ручья и пр., чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его.

Детей привлекают к уходу за растениями (уборка сухих листьев, рыхление почвы, прополка, размножение розетками, образующимися стелющимися стеблями материнского растения). В июне цветет клубника, появляются ягоды. Дети привлекаются к опытнической работе. Один кустик клубники пересаживают на свой участок, ведут наблюдения за ее ростом и развитием, делают зарисовки.

Дошкольник, прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа, в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость: ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Анкета.

Тема: "Организация труда детей в огороде и цветнике".

Уважаемые коллеги, просьба ответить на следующие вопросы:

1. Укажите возраст детей, с которыми Вы работаете на момент опроса:

• От 3 до 4 лет

• От 4 до 5 лет

• От 5 до 6 лет

• От 6 до 7 лет

2. Перечислите основные виды трудового воспитания в соответствии с программой "От рождения до школы" :

___

___

___

3. Назовите формы организации трудовой деятельности детей в вашей группе :

___

___

4. Как часто Вы планируете трудовую деятельность детей (указать по видам труда).

___

___

5. Осуществляя руководство трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:

___

___

6. Присутствует ли в Вашей работе труд детей в огороде и цветнике?___

7. Какие условия по организации труда детей в огороде и цветнике созданы в Вашей группе:___

8. Нравятся ли детям ухаживать за растениями?___

9. Какая работа была проведена с родителями воспитанников по данной проблеме:

___

___

Проблемные ситуации:

• Если несколько детей захотели выполнить одну и туже работу одновременно, как Вы разрешите эту ситуацию?

• Если ребенок выдернул посаженый цветок, как Вы отреагируете на это?

• Дети захотели съесть морковь выращенную на грядке как Вы поступите?

• У детей начался конфликт из-за лейки, как вы разрешите эту ситуацию?

Публикации по теме:

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Конспект прогулки «Наблюдение за поливом растений на огороде и в цветнике»Конспект прогулки «Наблюдение за поливом растений на огороде и в цветнике» Цель прогулки:Учить детей беречь водопроводную воду,приучать не лить воду без нужды;отметить огромное значение правильного полива растений,особенно.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Консультация для педагогов «Организация прогулок в летний период в ДОУ»Консультация для педагогов «Организация прогулок в летний период в ДОУ» Дети всегда с нетерпением ждут прихода лета. В этот период дети большую часть времени проводят на свежем воздухе. Это и утренний приём детей.

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр»Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр» Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок в ненавязчивой форме узнает много нового, интересного.

Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе»Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе» Программа детского сада предусматривает в младшем возрасте воспитывать у детей интерес к труду. В средней группе трудовая деятельность.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Конспект занятия «Труд в огороде и цветнике» (старшая группа) Цель: 1. Учить последовательности посадки семян и луковиц с применением схемы трудового процесса. 2. Дать представление о семенах - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация труда детей в огороде и цветнике»
Опубликовано: 27 апреля 2022 в 06:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Организация труда детей в огороде и цветнике»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сафронова (УИ 2973349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД