Ирина Сафронова
Консультация для педагогов «Организация труда детей в огороде и цветнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Организация труда детей в огороде и цветнике».
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть еще больше.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация труда детей в огороде и цветнике“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Труд детей в природе создает благоприятное условие для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.
В труде сочетаются умственные и волевые умения. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работа на участке (в огороде, цветнике, ягоднике, а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В детских садах имеются природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать.
Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов на огороде. Сеять лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.
У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.
Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.
Конечная цель – вырастить овощи. ягоды, цветы, и результаты труда конкретный и понятный ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, но это имеет место в ручном труде (сделал игрушку – можешь играть).
Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе?
Одно из условий всякой работы – правильная организация труда. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Существуют различные формы детской деятельности. В практике распространенной формой являются занятия, которые проводятся в уголке природы, на огороде, цветнике, по перекопке земли, рыхлению, устройству грядок и клумб, посеву, уходу, сбору урожая.
Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно проходить не только на специально организованных занятиях, но в преимущественно повседневном труду.
Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает какой они получат результат. По мере необходимости показывает нужные приемы. Также в процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач, считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными.
Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Посредством объяснения и показа детей знакомят с правилами вскопки и рыхления земли. Обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнять до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте.
После устройства грядок и клумб дети сажают семена уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние в 8-10 см и делать ямку; как семена раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Такие конкретные и понятные указания помогают воспитанникам сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить. Закончив посев, дети с помощью воспитателя засыпают семена землей, поливают, притеняют (в случае жаркой погоды).
Дети высаживают рассаду (помидоров, пересаживают цветы (анютины глазки, астры, бархатцы, львиный зев, петунию, настурцию и др.). В ходе работы воспитатель учит дошкольников делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидая, пока она впитается в землю, опускать растение в ямку, засыпать ее землей и «обжимать» землю вокруг стебля, оставляя лунку для полива.
Старшие дошкольники пропалывают растения на разных стадиях роста. Значение прополки дети хорошо понимают: вредные растения мешают росту культурных, отнимают много света, воды. Трудность заключается в том, чтобы научить их отличать сорняки от культурных растений (например, листья сорняка – пырея очень похожи на первые листья моркови). Наблюдая с детьми всходы, надо обращать их внимание на то, что не все растения одинаковые. Большинство выросло из тех семян, которые сеяли, а некоторые – из оставшихся в земле корней и семян сорных трав. Учить ребенка различать растения помогать сравнивать их по внешнему виду.
Обучение приемам прополки проводится на фронтальном занятии. Педагог объясняет, что надо брать траву за стебель у самой земли, и, немножко раскачав, выдергивать, а затем отряхивать землю с корней, сопровождает свои слова показом. В течение лета внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений.
Необходимо учить детей правильно собирать цветы. Воспитатель объясняет, что цветы собирают лишь в том случае, когда хотят украсить комнату, поздравить кого-то с торжественной датой и пр. Рвать много цветов нельзя – букет должен быть небольшим, и уж совсем недопустимо бросать сорванные растения. Надо довести до сознания детей, что самый лучший цветок – это тот, который стоит там, где он «родился» - на обочине полевой дороги, на цветнике, на лугу, возле студеного ручья и пр., чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его.
Детей привлекают к уходу за растениями (уборка сухих листьев, рыхление почвы, прополка, размножение розетками, образующимися стелющимися стеблями материнского растения). В июне цветет клубника, появляются ягоды. Дети привлекаются к опытнической работе. Один кустик клубники пересаживают на свой участок, ведут наблюдения за ее ростом и развитием, делают зарисовки.
Дошкольник, прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа, в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость: ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Анкета.
Тема: "Организация труда детей в огороде и цветнике".
Уважаемые коллеги, просьба ответить на следующие вопросы:
1. Укажите возраст детей, с которыми Вы работаете на момент опроса:
• От 3 до 4 лет
• От 4 до 5 лет
• От 5 до 6 лет
• От 6 до 7 лет
2. Перечислите основные виды трудового воспитания в соответствии с программой "От рождения до школы" :
___
___
___
3. Назовите формы организации трудовой деятельности детей в вашей группе :
___
___
4. Как часто Вы планируете трудовую деятельность детей (указать по видам труда).
___
___
5. Осуществляя руководство трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:
___
___
6. Присутствует ли в Вашей работе труд детей в огороде и цветнике?___
7. Какие условия по организации труда детей в огороде и цветнике созданы в Вашей группе:___
8. Нравятся ли детям ухаживать за растениями?___
9. Какая работа была проведена с родителями воспитанников по данной проблеме:
___
___
Проблемные ситуации:
• Если несколько детей захотели выполнить одну и туже работу одновременно, как Вы разрешите эту ситуацию?
• Если ребенок выдернул посаженый цветок, как Вы отреагируете на это?
• Дети захотели съесть морковь выращенную на грядке как Вы поступите?
• У детей начался конфликт из-за лейки, как вы разрешите эту ситуацию?