Александра Коняева
«Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная игра как средство развития самостоятельной художественно-речевой деятельности».
Дошкольный возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через разнообразные детские игры. Именно в игре нужно искать ключ к познанию дошкольного детства.
Публикация «„Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности“» размещена в разделах
Игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и самого себя в этом мире, познаёт и осваивает родной язык. Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Именно театрализованная игра помогает создать эмоционально- благоприятные ситуации, когда даже необщительные и скованные дети будут вступать в речевое общение. На первый план выходит цель занятий по развитию речи - формирование качественной стороны речевой деятельности, звуковой культуры, связной речи. Большое место в дошкольных группах занимают книги, подбор картинок, книжки- самоделки- книжки- раскраски, детские работы на литературные сюжеты. В каждой возрастной группе устраивается уголок книги, в нём находятся тематические папки с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомами для самостоятельного рассматривания.
Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, направленных на активизацию речевого развития, необходимо создать речевую среду. В каждой возрастной группе организуются зоны для литературно- художественной деятельности, зоны для театрализованных игр. Наиболее интересно использовать различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, небольшой сцены для настольного театра, настольно- печатных игр по развитию речи, различных проекторов и фильмоскопов, различных театров: перчаточный, кукольный,пальчиковый, ложковый и др.
Каждая зона несёт свою смысловую нагрузку, решает свои воспитательные и образовательные задачи. Наиболее эффективным методом развития и стимулирования самостоятельной речевой деятельности детей мы считаем метод моделирования и мнемотехники. Данный метод рекомендован программой «Детство»
Разнообразные модели помогают детям самостоятельно выбрать необходимую сказку, увидеть сюжет, составить ролевой диалог. Уже в младшем дошкольном возрасте наблюдаются предпосылки для самостоятельного разыгрывания ролей. Дети с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, изображают небольшие диалоги по образцу воспитателя. Естественно формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желание ребёнка включиться в спектакль добавляя отдельные фразы, изменяя голос для нужного героя. Театрализованные куклы используются и в повседневной жизни. Воспитатель от лица куклы благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры. Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции – зритель.
Детям необходимо быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать сказку до конца, похлопать в ладоши сказать спасибо артистам.
Вторая группа умений - артист.
Учиться использовать некоторые средства выразительности для передачи образа эмоций и переживаний, правильно держать и вести куклу или фигурку героя в режиссёрской театрализованной игре.
Третья группа умений - партнёр по взаимодействию.
Уметь взаимодействовать с другими участниками игры, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству импровизации. Постепенно у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы. В программе «Детство» по художественно- творческой деятельности детей 2 младшей группы на окончание учебного года стоит такая задача:
- Привлекать детей самостоятельно рассказывать и обыгрывать сказки, стихи, потешки, небольшие рассказы.
Решить эту задачу возможно, например, через театрализованные игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, стараются перевоплотиться в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти на помощь.
Условия необходимые для организации игры :
- богатая содержательная среда
- предоставление права и свободы выбора
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей
- содержательность и разнообразие тематики
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педпроцесса
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр
- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры
Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли вы к этому сами. От того как педагог гибко и сознательно подчеркивает интонацией смысл произведения зависит активность детей в театрализованной игре. Этапы работы над произведением:
1. Чтение текста детям, с привлечением детей к проговариванию его отдельных фрагментов
2. Закрепление знания текста
3. Передача точности изложения текста
4. Работа над имитацией голоса, движений, интонаций
5. Прослушивание текста в записи
6. Проговаривание текста в режимных моментах
7. Развитие творчества при разыгрывании роли
Более подробно мы остановимся на сказке «Рукавичка».
1 этап- «Погружение в сказку»
Педагог предлагает детям закрыть глазки и пригласить в гости сказку.
2 этап - Выразительное чтение текста сказки детям.
3этап - Проговаривание отдельных фрагментов сказки в различных видах деятельности детей.
4 этап – Закрепление элементов вождения кукол. Детям предлагают показать, как идёт лисичка, как прыгает лягушка, как двигается зайчик.
5 этап- Закрепление текста сказки. На этом этапе важно не потерять авторские находки. Обязательно поддерживать активность детей в игре.
6 этап - Учить детей умению менять голос. Вместе с тем предоставлять детям больше свободы в самовыражении. Например, можно предложить детям попроситься в рукавичку как мышка.
7 этап – Закрепление диалога двух персонажей сказки. Например, как зайчик разговаривал с лисичкой.
8 этап - Заключительная режиссёрская театрализованная игра.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Возможности театрализованных игр как средства активизации и развития младших дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребёнка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем к языковой выразительности речи в старшем дошкольном возрасте.
Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребёнка разных видов театрализованных игр
Перспективный план на месяц по решению данной задачи:
Игровая зона
Условия
Приемы Педагогические технологии
Уголок книги -Рассматривание иллюстраций
произведения
- Чтение книг
- Картотека артикуляционной гимнастики
- Картотека пальчиковой гимнастики
- Картотека потешек Педагог задает правильный образец литературной речи
Приобщает к культуре чтения художественной литературы
Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи всех видов деятельности в педагогическом процессе /чтение/показ/использование музыкального сопровождения/ использование атрибутов/отработка эмоционального образа героя/
Театральный уголок - Показ различных видов театров (теневой, фланелеграф, пальчиковый театр, кукольный, настольный)
- Проигрывание игровых ситуаций
- Просмотр диафильмов, видеофильмов
- Набор игрушек для импровизации
Педагог создает условия для развития творческой активности
Поощряет исполнительское творчество
Развивает у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно держаться при выступлении
Музыкальный уголок -Музыкально- дидактические игры
- Музыкальные инструменты
- Упражнения на дыхание, силу голоса
-Прослушивание песенок, сказок, рассказов
Педагог создает
условия для музыкальной деятельности детей.
Поощряет музыкально исполнительское творчество импровизацию детей
Даёт детям право выбора
Уголок для переодевания
-Костюмы, маски, настоящие атрибуты, элементы декорирования, предметы-заместители к сказкам
(палочки, коробочки, колпачки и т. д.)
Педагог предоставляет детям право выбора для импровизации и самовыражения в
театрализованной игре
Речевой уголок -Д. /игры, карточки, картины
Картотека речевых игр
Картотека дыхательной гимнастики Педагог создает условия для развития речевого общения с взрослыми и сверстниками
Педагог побуждает детей к речевому общению между собой
Следит за правильным произношением
Поправляет, упражняет детей
Обеспечивают детям условия для пополнения развивающей среды
Организует диалоги между детьми
Приобщает к культуре чтения художественной литературы
Читают, организуют совместное прослушивание, беседуют о прочитанном
Педагог поощряет детское словотворчество
Уголок настроения -Дид. /игры
-Игровые ситуации
Картотека эмоциональных состояний Педагог проявляет уважение к личности ребенка
Проявляет к нему внимание
Осуществляет тактильный контакт с ребенком
Педагог учит детей различать настроение переживания героев
Педагог привлекает внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга
Организуя совместные игры, педагог учит детей быть внимательным друг к другу