Приложение МААМ

Проект «Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО»

Спицына Наталья Васильевна
Проект «Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Организация ранней профориентации

дошкольников в условиях ДОО,

направленной на формирование первичных представлений

о труде жителей города Мичуринска»

Творческое название проекта : «Где родился, там и пригодился»

Авторы проекта;

Волченкова Ирина Валентиновна, воспитатель

Спицына Наталья Васильевна, воспитатель

Захарова Екатерина Станиславовна, воспитатель

Публикация «Проект „Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО“» размещена в разделах

Паспорт проекта

Проект «Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО, направленной на формирование первичных представлений о труде жителей города Мичуринска» разработан в рамках реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 29 «Журавушка» на 2022-2023 учебный год и в соответствии с планом муниципальной инновационной площадки по теме: «Система ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста».

Творческое название проекта : «Где родился, там и пригодился»

Типология проекта :

по доминирующей деятельности: практико-ориентированный

по характеру координации: открытый;

по количеству участников: групповой,

по продолжительности выполнения: долгосрочный.

Участники проекта :

воспитанники подготовительной к школе группы, их родители (законные представители, педагогические работники, сотрудники дошкольного учреждения, социальные партнеры.

Характер содержания: ранняя ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий, востребованных в родном регионе.

Формы реализации: непосредственно образовательная деятельность, детско-родительские проекты, досуговая деятельность, детские мастерские, лаборатории, творческие группы, выставки, игровая деятельность, конкурсы, виртуальные и очные экскурсии, встречи с представителями профессий.

Сроки реализации: 2022-2023 учебный год

Проблемное поле: основным затруднением, проблемой в работе по ознакомлению детей с профессиями является то, что значительная часть занятия, труда взрослых недоступна для простого изучения, наблюдения анализа за ней.

Актуальность

Актуальной задачей современной системы образование является единый системный процесс социального и индивидуального развития ребенка. Одним из результативных решений данной задачи, является внедрение в ДОУ профориентационной работы с дошкольниками.

Данный проект способствует собранию воедино социального опыта и многогранного развития ребенка для дальнейшего поиска во взрослой жизни работы, которая будет приносить удовлетворение и радость. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной профессии, показывающие высокую производительность труда – важный стратегический ресурс для государства и общества.

Цель работы по профориентации : подытожить понимание о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «углубление» в настоящие практические ситуации:

- социальное партнерство с учреждениями г. Мичуринска расширит образовательное пространство дошкольников в сфере трудового и профессионального воспитания;

- вовлечение родителей в образовательный проект - показатель творческого подхода педагога к повышению компетентности родителей в соответствии с ФГОС ДО;

- партнерское взаимодействие ТОГКУ ЦЗН (филиал г. Мичуринск и Мичуринский р-он) – ДОУ – семья станет залогом успешного решения проблемы наполняемости рынка труда нашего региона новыми квалифицированными кадрами и знакомства родителей с востребованными в регионе профессиями и специальностями с целью последующего выявления ими интересов и способностей ребенка;

- знакомство детей с практической деятельностью предприятий и организаций – партнеров проекта обогатит их представления о труде взрослых различных сфер, окажет влияние на развитие профессиональных увлечений детей.

Основополагающий вопрос:

Как обогатить и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей г. Мичуринска, воспитывать интерес к профессиям, востребованным в родном городе?

Цели и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования представлений о труде взрослых города Мичуринска через разнообразные формы организации детской деятельности, расширение сферы их интересов, развитии личностных особенностей, индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи проекта :

• формирование представлений о потребности трудовой деятельности в жизни людей;

• развитие обобщенных представлений о целостности трудового процесса, понимания взаимосвязи между составляющими трудовой деятельности;

• систематизация представления об основных направлениях профессий, востребованных в нашем городе;

организация в образовательном пространстве группы предметной игровой среды, адекватной возрастным особенностям дошкольников и современным требованиям к подготовке детей;

• сопровождение родителей при оказании ребёнку помощи в сложном процессе вхождения в мир профессии.

Сроки реализации (этапы).

1 этап

Организационный (сентябрь 2022 – октябрь 2022)

2 этап

Практико-ориентированный (октябрь 2022- март 2023)

3 этап

Аналитико-рефлексивный (март 2023- апрель2023)

Ожидаемые продукты:

организована в группе игровая, предметно – игровая техническая и экспериментальная среда профессиональной направленности, с акцентом на специальности, которые остро востребованы в нашем регионе;

• подготовлен сборник документальных и мультипликационных фильмов и видеороликов с описанием той или иной профессии или специальности;

• разработан и апробирован программно-методический комплект «Академия инженерных профессий»;

• разработан сборник электронных презентаций «Мир профессий», план виртуальных экскурсий по учреждениям и производствам города Мичуринска, видеоролики, фильмы, интерактивные дидактические игры, настольные дидактические игры;

• разработаны совместные проекты с родителями, социальными партнё рами: «Все работы хороши…»; «Трудовые династии», «Встречи с интересными людьми»; «Путешествие в будущее»;

• знакомство детей с профессиями родителей, жителей города Мичуринска,

организована выставка семейных творческих работ «Предприятия Мичуринска», выставка дидактических материалов «Профориентационная развивающая предметная среда детского сада»

Ожидаемые результаты:

Реализация обозначенных задач позволит к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов.

Для детей:

• сформированы представления о мире современных и востребованных профессий нашего региона;

• сформировано умение выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

• сформированы знания о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

• сформирован опыт конструирования, изготовления макетов, моделей;

• сформирован опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;

• сформирован опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;

• сформировано умение моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;

• активизирована познавательная деятельность дошкольников, повышен интерес к профессиям взрослых, позиционированию себя в различных профессиях;

• у детей сформированы знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

• пополнен лексический запас воспитанников по темам «профессии», «технические профессии», «педагогические профессии», «медицинские профессии», «аграрные и животноводческие профессии» и др.

• сформировано положительное отношение к разным видам труда.

Для педагогов:

• выстроена система работы по ранней профориентации детей;

• воспитатели нацелены на построение работы с учетом муниципального и регионального рынков труда;

• активизирован творческий потенциал педагогов;

• повышен уровень профессионализма педагогов в вопросах трудового воспитания дошкольников;

• педагогами освоена технология проектирования в организации трудовой деятельности дошкольников;

оптимизировано использование современных технологий: игровых, технологий развивающего обучения, здоровьесберегающих технологий, технологий проектной деятельности;

Для родителей:

• родители (законные представители) получили возможность увидеть своего ребенка в деятельности, оценить способности ребенка;

• возросла активность участия родителей в жизни детского сада, а так же в профориентационной работе, родители рассказывают детям о своей профессии, демонстрируют фрагменты своей профессиональной деятельности.

• осознанное отношение к профориентации детей : приоритет профессионализма независимо от вида профессии, свобода выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка и его выбора;

Этапы работы над проектом

1 этап – организационно –подготовительный

(01. 09 – 29. 09)

№ Форма проведения Цель Ответственные

1 Встреча с сотрудниками ТОГКУ ЦЗН (филиал г. Мичуринск и Мичуринский р-он, определение задач и методов реализации проекта.

Расширение и пополнение знаний. Воспитатель, родители

2 Родительское собрание «Ранняя профориентация в формировании личности ребенка» Повышение интереса, расширение знаний. Воспитатель, родители

3 Изучение методической литературы, составление плана, конспектов мероприятий Обогащение опыта работы по данной теме Воспитатель.

4 Семинар-практикум для педагогов «Конструирование как средство развития технического творчества дошкольников Воспитатель

5 Исследование и входной мониторинг Выявление уровня развития Воспитатель

2 этап – основной (01.10 – 31.03)

№ Месяц Форма занятий Тема Задачи

1 Октябрь Чтение и беседа по сказкам о труде и лени Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович», Братья Гримм «Госпожа Метелица»

Катаев В. П. «Дудочка и кувшинчик» -познакомить детей с новыми произведениями;

- учить выражать свое мнение о содержании литературного произведения

2 Беседа «Много профессий хороших и разных» -знакомство с основными направлениями профессий востребованными в нашем регионе

3 Инсценировка отрывка книги Р. Скарри «Город добрых дел» «Город добрых дел» - знакомить с профессиями, характерными для города

- воспитывать чуткое и бережное отношение к людям всех профессий.

4 Работа в форме «живой книги» «Откуда взялись профессии или на работу в глубь веков». - развивать речь, творческую активность детей;

- развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

-знакомить с историей профессий

5 Ноябрь Просмотр слайдовой презентации и видеороликов «О профессиях разных, нужных и важных»

- обогащать знания и представления детей о профессиях

разных направлений

6 Знакомство с основными направлениями профессий, востребованными в нашем регионе «Где родился, там и пригодился» - обогащать и конкретизировать знания детей о профессиях нашего региона

7 Создание фотоколлажа совместно с родителями «Предприятия родного города» - знакомить с градообразующими предприятиями нашего города

-развивать творческую активность детей

8 Экскурсия в очном формате Предприятия нашего города

ОАО Мичуринский завод Прогресс -формировать у детей представление о структуре трудового процесса

9 Декабрь Игра «В ящике у инженера»

-формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса

- закреплять знания

инструментов, соответствующих определенной профессии.

10 Мастер- класс для детей по легоконструиро

ванию «Лего-бум!» - знакомить с понятиями конструкций и их основными свойствами (жесткость, прочность, устойчивость)

11 Встреча с родителями, представителями трудовых династий «Трудовые династии» - расширить представление о значение труда в жизни общества, воспитывать чувство уважения и признательности к чужому труду.

12 Фестиваль- чемпионат по сценарию «Worldskills Russia» «Конструирование построек из Лего» - привлекать родителей к сотрудничеству

- способствовать укреплению детско-родительских отношений

- развивать интерес к инженерным и строительным профессиям.

13 Январь Виртуальная экскурсия

Тепличный комплекс «Мичуринский» -знакомить с профессиями аграрного сектора, агроинженерией

14 Круглый стол с участниками проекта с использованием слайдовых презентаций, видеороликов. «Все работы хороши…» -расширить знания детей о мире профессий

-формировать добросовестное отношение к труду

-развивать интерес к миру профессий

15 Экскурсия в очном формате В лабораторию ВНИИ генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина - продолжать знакомить с профессиями аграрного сектора, а также предшествуйщей научно- исследовательской работой

16 Февраль Встреча с интересными людьми «Калейдоскоп профессий» -воспитывать любознательность,

уважительное отношение к деятельности взрослых людей

- обогащать эмоциональный опыт детей в процессе общения с другими людьми.

17 Экскурсия в очном формате в библиотеку Знакомство с профессией «библиотекарь» -уточнить и расширить знания детей о профессии библиотекарь, рассказать о ее необходимости и значимости в жизни каждого человека

18 Мастер-класс «Книжная мастерская» - продолжать знакомить с профессией библиотекарь

19 Чтение и анализ стихотворения В. Маяковский «Кем быть?»,

С. Михалкова «А что у вас?», сборник стихов о профессиях

- продолжать знакомить с детской литературой, посвященной труду

- учить выражать свое мнение о содержании литературного произведения

20 Март Викторина о профессиях

по детским книгам -формировать знание воспитанников о профессиях

-прививать интерес к миру профессий

-способствовать сплочению детского коллектива

-развивать внимание, логическое мышление

21 Квест «Детективы ищут профессию» -развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку

-закреплять знания о профессиях

22 Круглый стол «Свой выбор я сделаю сам» - выявить заинтересованность детей одной или несколькими профессиями

23 Развлечение Воображарий

«Мы из будущего» -знакомить с профессиями будущего

-развивать воображение, логическое мышление

Заключительный этап (01.04 – 15.04)

• Обработка и оформление материалов проекта.

• Проверка достижения целей, задач.

• Проведение мониторинга.

Результаты проекта :

• дети лучше ориентируются и знают отличительные особенности различных профессий;

• дети имеют представления о мире современных профессий нашего города;

• повысился интерес к техническим профессиям взрослых – позиционирование себя в различных технических профессиях;

• выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); имеют положительное отношение к разным видам труда;

• дети знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

• моделируют в игре отношения между людьми разных профессий;

• имеют определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей).

Анализ результатов реализации проекта

Выводы:

Система работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста с опорой на разнообразные формы работы с детьми и социальными партнё рами позволил:

• сформировать устойчивый интерес к труду и профессиям различных направлений

• воспитать думающую, всесторонне развитую личность, ориентированную на нравственные ценности общества;

• создать предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, активной жизненной позиции.

• обогатить отношения родителей и детей через общение в совместной познавательно – творческой деятельности.

Ориентированность проекта на муниципальный рынок труда позволила познакомить детей, в первую очередь, с профессиями родителей, работой предприятий города Мичуринска.

Учёт сферы профессиональной деятельности населения нашего города совпал с необходимостью популяризации рабочих профессий не только на уровне детского населения, но и молодых родителей. Поэтому одним из успешных условий реализации данного проекта стало привлечение родительской общественности.

Информационные ресурсы:

1. Атлас новых профессий. – М. : Интеллектуальная Литература, 2020.

2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.

3. Гордиенко Н. Большая книга профессий / Н. Гордиенко, С. Гордиенко. – М. : АСТ, 2019

4. Открой для себя профессию инженера : сборник статей. Вып. 1 / под ред. А. Козловой [и др]. – СПб. : Академия востоковедения, 2020.

5. Санжа С. Профессии. Когда я вырасту, то стану…; энциклопедия профессий в картинках/ С. Санжа – М. : Мелик- Пашаев, 2015.

6. Сайт Интернета «Фестиваль педагогических идей» «Дошкольное воспитание» https://открытыйурок. рф/

7. Сайт Интернета https://www.maam.ru/

8. Сайт Интернета https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар»Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар» Сегодня 20 октября Всемирный день повара. Наши дети в рамках проекта ранняя профориентация познакомились с профессией "Повар". Цель: Знакомство.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Фотоотчет о мероприятиях по ранней профориентации в рамках проекта «Билет в будущее!»Фотоотчет о мероприятиях по ранней профориентации в рамках проекта «Билет в будущее!» Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – дизайнер, завтра.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Дидактические игры по ранней профориентацииДидактические игры по ранней профориентации Мы начали развивать навыки профориентации. Знакомим детей со спецификой различных профессий, а также интересуемся, кем они хотят стать,.

Развивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьмиРазвивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьми Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. В связи с внедрением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО»
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 15:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Спицына Наталья Васильевна (УИ 2930771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД