Спицына Наталья Васильевна
Проект «Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Организация ранней профориентации
дошкольников в условиях ДОО,
направленной на формирование первичных представлений
о труде жителей города Мичуринска»
Творческое название проекта : «Где родился, там и пригодился»
Авторы проекта;
Волченкова Ирина Валентиновна, воспитатель
Спицына Наталья Васильевна, воспитатель
Захарова Екатерина Станиславовна, воспитатель
Публикация «Проект „Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Паспорт проекта
Проект «Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО, направленной на формирование первичных представлений о труде жителей города Мичуринска» разработан в рамках реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 29 «Журавушка» на 2022-2023 учебный год и в соответствии с планом муниципальной инновационной площадки по теме: «Система ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста».
Творческое название проекта : «Где родился, там и пригодился»
Типология проекта :
по доминирующей деятельности: практико-ориентированный
по характеру координации: открытый;
по количеству участников: групповой,
по продолжительности выполнения: долгосрочный.
Участники проекта :
воспитанники подготовительной к школе группы, их родители (законные представители, педагогические работники, сотрудники дошкольного учреждения, социальные партнеры.
Характер содержания: ранняя ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий, востребованных в родном регионе.
Формы реализации: непосредственно образовательная деятельность, детско-родительские проекты, досуговая деятельность, детские мастерские, лаборатории, творческие группы, выставки, игровая деятельность, конкурсы, виртуальные и очные экскурсии, встречи с представителями профессий.
Сроки реализации: 2022-2023 учебный год
Проблемное поле: основным затруднением, проблемой в работе по ознакомлению детей с профессиями является то, что значительная часть занятия, труда взрослых недоступна для простого изучения, наблюдения анализа за ней.
Актуальность
Актуальной задачей современной системы образование является единый системный процесс социального и индивидуального развития ребенка. Одним из результативных решений данной задачи, является внедрение в ДОУ профориентационной работы с дошкольниками.
Данный проект способствует собранию воедино социального опыта и многогранного развития ребенка для дальнейшего поиска во взрослой жизни работы, которая будет приносить удовлетворение и радость. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной профессии, показывающие высокую производительность труда – важный стратегический ресурс для государства и общества.
Цель работы по профориентации : подытожить понимание о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «углубление» в настоящие практические ситуации:
- социальное партнерство с учреждениями г. Мичуринска расширит образовательное пространство дошкольников в сфере трудового и профессионального воспитания;
- вовлечение родителей в образовательный проект - показатель творческого подхода педагога к повышению компетентности родителей в соответствии с ФГОС ДО;
- партнерское взаимодействие ТОГКУ ЦЗН (филиал г. Мичуринск и Мичуринский р-он) – ДОУ – семья станет залогом успешного решения проблемы наполняемости рынка труда нашего региона новыми квалифицированными кадрами и знакомства родителей с востребованными в регионе профессиями и специальностями с целью последующего выявления ими интересов и способностей ребенка;
- знакомство детей с практической деятельностью предприятий и организаций – партнеров проекта обогатит их представления о труде взрослых различных сфер, окажет влияние на развитие профессиональных увлечений детей.
Основополагающий вопрос:
Как обогатить и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей г. Мичуринска, воспитывать интерес к профессиям, востребованным в родном городе?
Цели и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования представлений о труде взрослых города Мичуринска через разнообразные формы организации детской деятельности, расширение сферы их интересов, развитии личностных особенностей, индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи проекта :
• формирование представлений о потребности трудовой деятельности в жизни людей;
• развитие обобщенных представлений о целостности трудового процесса, понимания взаимосвязи между составляющими трудовой деятельности;
• систематизация представления об основных направлениях профессий, востребованных в нашем городе;
• организация в образовательном пространстве группы предметной игровой среды, адекватной возрастным особенностям дошкольников и современным требованиям к подготовке детей;
• сопровождение родителей при оказании ребёнку помощи в сложном процессе вхождения в мир профессии.
Сроки реализации (этапы).
1 этап
Организационный (сентябрь 2022 – октябрь 2022)
2 этап
Практико-ориентированный (октябрь 2022- март 2023)
3 этап
Аналитико-рефлексивный (март 2023- апрель2023)
Ожидаемые продукты:
• организована в группе игровая, предметно – игровая техническая и экспериментальная среда профессиональной направленности, с акцентом на специальности, которые остро востребованы в нашем регионе;
• подготовлен сборник документальных и мультипликационных фильмов и видеороликов с описанием той или иной профессии или специальности;
• разработан и апробирован программно-методический комплект «Академия инженерных профессий»;
• разработан сборник электронных презентаций «Мир профессий», план виртуальных экскурсий по учреждениям и производствам города Мичуринска, видеоролики, фильмы, интерактивные дидактические игры, настольные дидактические игры;
• разработаны совместные проекты с родителями, социальными партнё рами: «Все работы хороши…»; «Трудовые династии», «Встречи с интересными людьми»; «Путешествие в будущее»;
• знакомство детей с профессиями родителей, жителей города Мичуринска,
• организована выставка семейных творческих работ «Предприятия Мичуринска», выставка дидактических материалов «Профориентационная развивающая предметная среда детского сада»
Ожидаемые результаты:
Реализация обозначенных задач позволит к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов.
Для детей:
• сформированы представления о мире современных и востребованных профессий нашего региона;
• сформировано умение выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
• сформированы знания о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
• сформирован опыт конструирования, изготовления макетов, моделей;
• сформирован опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;
• сформирован опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;
• сформировано умение моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;
• активизирована познавательная деятельность дошкольников, повышен интерес к профессиям взрослых, позиционированию себя в различных профессиях;
• у детей сформированы знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
• пополнен лексический запас воспитанников по темам «профессии», «технические профессии», «педагогические профессии», «медицинские профессии», «аграрные и животноводческие профессии» и др.
• сформировано положительное отношение к разным видам труда.
Для педагогов:
• выстроена система работы по ранней профориентации детей;
• воспитатели нацелены на построение работы с учетом муниципального и регионального рынков труда;
• активизирован творческий потенциал педагогов;
• повышен уровень профессионализма педагогов в вопросах трудового воспитания дошкольников;
• педагогами освоена технология проектирования в организации трудовой деятельности дошкольников;
• оптимизировано использование современных технологий: игровых, технологий развивающего обучения, здоровьесберегающих технологий, технологий проектной деятельности;
Для родителей:
• родители (законные представители) получили возможность увидеть своего ребенка в деятельности, оценить способности ребенка;
• возросла активность участия родителей в жизни детского сада, а так же в профориентационной работе, родители рассказывают детям о своей профессии, демонстрируют фрагменты своей профессиональной деятельности.
• осознанное отношение к профориентации детей : приоритет профессионализма независимо от вида профессии, свобода выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка и его выбора;
Этапы работы над проектом
1 этап – организационно –подготовительный
(01. 09 – 29. 09)
№ Форма проведения Цель Ответственные
1 Встреча с сотрудниками ТОГКУ ЦЗН (филиал г. Мичуринск и Мичуринский р-он, определение задач и методов реализации проекта.
Расширение и пополнение знаний. Воспитатель, родители
2 Родительское собрание «Ранняя профориентация в формировании личности ребенка» Повышение интереса, расширение знаний. Воспитатель, родители
3 Изучение методической литературы, составление плана, конспектов мероприятий Обогащение опыта работы по данной теме Воспитатель.
4 Семинар-практикум для педагогов «Конструирование как средство развития технического творчества дошкольников Воспитатель
5 Исследование и входной мониторинг Выявление уровня развития Воспитатель
2 этап – основной (01.10 – 31.03)
№ Месяц Форма занятий Тема Задачи
1 Октябрь Чтение и беседа по сказкам о труде и лени Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович», Братья Гримм «Госпожа Метелица»
Катаев В. П. «Дудочка и кувшинчик» -познакомить детей с новыми произведениями;
- учить выражать свое мнение о содержании литературного произведения
2 Беседа «Много профессий хороших и разных» -знакомство с основными направлениями профессий востребованными в нашем регионе
3 Инсценировка отрывка книги Р. Скарри «Город добрых дел» «Город добрых дел» - знакомить с профессиями, характерными для города
- воспитывать чуткое и бережное отношение к людям всех профессий.
4 Работа в форме «живой книги» «Откуда взялись профессии или на работу в глубь веков». - развивать речь, творческую активность детей;
- развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах
-знакомить с историей профессий
5 Ноябрь Просмотр слайдовой презентации и видеороликов «О профессиях разных, нужных и важных»
- обогащать знания и представления детей о профессиях
разных направлений
6 Знакомство с основными направлениями профессий, востребованными в нашем регионе «Где родился, там и пригодился» - обогащать и конкретизировать знания детей о профессиях нашего региона
7 Создание фотоколлажа совместно с родителями «Предприятия родного города» - знакомить с градообразующими предприятиями нашего города
-развивать творческую активность детей
8 Экскурсия в очном формате Предприятия нашего города
ОАО Мичуринский завод Прогресс -формировать у детей представление о структуре трудового процесса
9 Декабрь Игра «В ящике у инженера»
-формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса
- закреплять знания
инструментов, соответствующих определенной профессии.
10 Мастер- класс для детей по легоконструиро
ванию «Лего-бум!» - знакомить с понятиями конструкций и их основными свойствами (жесткость, прочность, устойчивость)
11 Встреча с родителями, представителями трудовых династий «Трудовые династии» - расширить представление о значение труда в жизни общества, воспитывать чувство уважения и признательности к чужому труду.
12 Фестиваль- чемпионат по сценарию «Worldskills Russia» «Конструирование построек из Лего» - привлекать родителей к сотрудничеству
- способствовать укреплению детско-родительских отношений
- развивать интерес к инженерным и строительным профессиям.
13 Январь Виртуальная экскурсия
Тепличный комплекс «Мичуринский» -знакомить с профессиями аграрного сектора, агроинженерией
14 Круглый стол с участниками проекта с использованием слайдовых презентаций, видеороликов. «Все работы хороши…» -расширить знания детей о мире профессий
-формировать добросовестное отношение к труду
-развивать интерес к миру профессий
15 Экскурсия в очном формате В лабораторию ВНИИ генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина - продолжать знакомить с профессиями аграрного сектора, а также предшествуйщей научно- исследовательской работой
16 Февраль Встреча с интересными людьми «Калейдоскоп профессий» -воспитывать любознательность,
уважительное отношение к деятельности взрослых людей
- обогащать эмоциональный опыт детей в процессе общения с другими людьми.
17 Экскурсия в очном формате в библиотеку Знакомство с профессией «библиотекарь» -уточнить и расширить знания детей о профессии библиотекарь, рассказать о ее необходимости и значимости в жизни каждого человека
18 Мастер-класс «Книжная мастерская» - продолжать знакомить с профессией библиотекарь
19 Чтение и анализ стихотворения В. Маяковский «Кем быть?»,
С. Михалкова «А что у вас?», сборник стихов о профессиях
- продолжать знакомить с детской литературой, посвященной труду
- учить выражать свое мнение о содержании литературного произведения
20 Март Викторина о профессиях
по детским книгам -формировать знание воспитанников о профессиях
-прививать интерес к миру профессий
-способствовать сплочению детского коллектива
-развивать внимание, логическое мышление
21 Квест «Детективы ищут профессию» -развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку
-закреплять знания о профессиях
22 Круглый стол «Свой выбор я сделаю сам» - выявить заинтересованность детей одной или несколькими профессиями
23 Развлечение Воображарий
«Мы из будущего» -знакомить с профессиями будущего
-развивать воображение, логическое мышление
Заключительный этап (01.04 – 15.04)
• Обработка и оформление материалов проекта.
• Проверка достижения целей, задач.
• Проведение мониторинга.
Результаты проекта :
• дети лучше ориентируются и знают отличительные особенности различных профессий;
• дети имеют представления о мире современных профессий нашего города;
• повысился интерес к техническим профессиям взрослых – позиционирование себя в различных технических профессиях;
• выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); имеют положительное отношение к разным видам труда;
• дети знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
• моделируют в игре отношения между людьми разных профессий;
• имеют определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей).
Анализ результатов реализации проекта
Выводы:
Система работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста с опорой на разнообразные формы работы с детьми и социальными партнё рами позволил:
• сформировать устойчивый интерес к труду и профессиям различных направлений
• воспитать думающую, всесторонне развитую личность, ориентированную на нравственные ценности общества;
• создать предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, активной жизненной позиции.
• обогатить отношения родителей и детей через общение в совместной познавательно – творческой деятельности.
Ориентированность проекта на муниципальный рынок труда позволила познакомить детей, в первую очередь, с профессиями родителей, работой предприятий города Мичуринска.
Учёт сферы профессиональной деятельности населения нашего города совпал с необходимостью популяризации рабочих профессий не только на уровне детского населения, но и молодых родителей. Поэтому одним из успешных условий реализации данного проекта стало привлечение родительской общественности.
Информационные ресурсы:
1. Атлас новых профессий. – М. : Интеллектуальная Литература, 2020.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
3. Гордиенко Н. Большая книга профессий / Н. Гордиенко, С. Гордиенко. – М. : АСТ, 2019
4. Открой для себя профессию инженера : сборник статей. Вып. 1 / под ред. А. Козловой [и др]. – СПб. : Академия востоковедения, 2020.
5. Санжа С. Профессии. Когда я вырасту, то стану…; энциклопедия профессий в картинках/ С. Санжа – М. : Мелик- Пашаев, 2015.
6. Сайт Интернета «Фестиваль педагогических идей» «Дошкольное воспитание» https://открытыйурок. рф/
7. Сайт Интернета https://www.maam.ru/
8. Сайт Интернета https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/