Анна Радченко
Организация работы по проблеме нравственно — этическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольные годы ребенок под руководством взрослых приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстника, вещам, природе, усваивает моральные и этические нормы поведения. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятено сказаться на формировании его нравственных качеств.
Задачи нравственно воспитания : формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, моральных и этических норм.
Публикация «Организация работы по проблеме нравственно — этическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание любви к краю, Родине, воспитание положительных, моральных и этических качеств личности. Оно осуществляется в процессе всей воспитательно – образовательной деятельности педагога с детьми в играх, труде, занятиях.
Ведущий метод воспитания – это организация практического нравственного опыта, т. е. проверять как условие в практических действиях. Педагог, формируя нравственно – этический опыт детей, стремится создать условия для упражнения детей в нравственно- этических поступках. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания.
В младшей группе: так малышам воспитатель многократно напоминает, о том, что надо поздороваться, входя в группу, помочь товарищу, поблагодарить за услугу. Основной смысл таких указаний – побуждать детей к поступкам, а так же вызвать у них положительный отклик, желание совершить хороший поступок.
Старшая группа: воспитатель наводит ребенка на то, как поступить в той или иной ситуации, опираясь на опыт и знания.
Сережа чем – то огорчен. Как ему помочь? Выяснить причину огорчения, т. е. предлагает решить ту или иную ситуацию.
Старшая группа: особое внимание педагог придает культуре взаимоотношений и общения, воспитывая в них навыки вежливого обращения, друг к другу, умения выслушать, а так же послушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга.
В младшем возрасте педагог стремится почаще одобрить, похвалить, поддержать самые не значительные попытки проявить добрые отношения, умения уступить, а так же послушание, исполнительность. Это создает в детях желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.
В старшем возрасте при оценке поступков старших дошкольников воспитатель становиться более требовательным, сдержаннее пользуется поощрением, чаще рассуждает.
Старшие дети и должны правильно поступать. Этому вы уже научились и стыдно вам напомнить о правилах, которые вы уже знаете давно. Осуждает отрицательные поступки детей. Кроме того, необходимо помнить, что осуждая поступок, педагог не должен осуждать самого ребенка.
Немаловажное значение имеет пример сверстников, одобряемый педагогам /как аккуратно Максим повесил свою одежду в шкаф. Он не торопился, постарался! Я уверена, что и другие дети постараются /воспитатель/.
- Это побудит детей к необходимым действиям.
В старших группах детского сада убеждения и разъяснения нередко принимают форму беседы «Обсуждение определенной этической темы». Проведение бесед на этические темы требует тщательной подготовки, глубокого продумывания каждого вопроса, чтобы не допустить морализации формализма.
Обязательно активным средством воздействия должны быть произведения искусства и литературы/книги, картины, музыка/.
Они ярко и образно способствуют формированию у детей навыков – этических норм.
На примерах героев произведений дети учатся хорошим поступкам и воздерживаться от плохих поступков /отрицательных/.
Подбор проблемных ситуаций по проблеме
«Культура поведения. Этикет».
1. Что ты сделаешь, если:
а) рисунок не нравится маме;
б) дети сломали домик, который ты построил сам;
в) если брат разорвет твою книгу.
2. Представьте себе, что вы изобрели помощника маме для выполнения
тяжелой работы. Каким он должен быть.
3. Тебя наказала мама, как ты можешь догадаться, что тебе можно: пойти гулять, смотреть телевизор, пойти в гости?
4. Чтобы ты сделал, ели бы: тебя ударил большой мальчик, у тебя отняли игрушку, порвал нужную книжку, увидел плачущую девочку, разбил чашку.
5. Малыш ушибся и заплакал. Как бы ты его утешил?
6. Папа задержался в командировке. Мама расстроена. Как ее утешить?
7. Витя сломал машинку, которую ему подарили. Очень огорчился. Подумайте, как помочь Вите?
8. Давайте найдем слова утешения кто больше.
9. Попробуйте, как у нас получается разговоры с незнакомыми людьми. Галя, например, старушка, идущая по улице. Ира, подойди к ней и узнай время. Как ты обратишься к незнакомой девушке, женщине? Как задашь ей свой вопрос? Не забудь поблагодарить.
10. Родители ушли в театр и оставили Ваню одного с собакой. Поговорите с собакой, как это сделал Ваня.
11. Давайте разыграем сценку «Пропала собака».
12. Вы кормите рыбок и наблюдаете, как они резвятся в аквариуме. Поговорим с рыбками.
13. А вот и попугай. Он хочет научиться говорить. Какие ласковые слова должен выучить попугай?
14. Ваша мама собирается уехать в санаторий. Ей надо пройти курс лечения. Какие слова, вы скажите маме на прощание.
15. Обратитесь к незнакомому человеку, спроси который час?
16. Миша, к тебе в гости пришел Федя. Как ты познакомишь с ним свою маму?