Наталья Ефимова
Организация образовательной среды по приобщению дошкольников к карельскому языку, традициям истории и культуре Карелии
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательной среды
Разрабатывая программу, основывалась на убеждении, что приобщение детей к истокам национальной культуры Карелии должно пронизывать жизнь ребенка, не ограничиваться только специальными занятиями. К средствам приобщения детей к карельской национальной культуре и условиям его эффективного осуществления относится специально организованная среда. Поэтому в нашем детском саду создана «Карельская горница», оборудованная различными, старинными предметами быта и домашней утварью, где проводится образовательная деятельность с детьми по ознакомлению с языком, бытом, традициями и культурой карельского народа. Здесь, в свободное время дети могут поиграть, почувствовать себя в роли хозяйки, хозяина карельской избы.
Публикация «Организация образовательной среды по приобщению дошкольников к карельскому языку, традициям истории и культуре Карелии» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика Карелия
- Темочки
Также, в музыкальном зале, проходят праздники и развлечения, конкурсы, викторины, выставки этнокультурной направленности, драматизации карельских сказок или сказок на карельском языке. Музыкальный зал оснащён и оборудован необходимыми техническими средствами (музыкальный центр, ноутбук, проектор, интерактивная доска) для организации различных видов деятельности детей на занятиях, также подобран музыкальный репертуар, мультимедиа презентации по разным темам, имеются видеоролики.
С целью закрепления знаний, полученных в результате образовательной деятельности с детьми и повышения уровня речевой активности детей, в групповых помещениях организованы «Карельские уголки», которые постоянно обновляются материалами в соответствии с темами образовательной деятельности в данном месяце.
Это могут быть: настольно-печатные игры, иллюстрации, картинки, фотографии, наборы открыток, фотоальбомы, макеты, модели, предметы декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, элементы государственной символики РК, карта Карелии, игрушки, пальчиковый и настольный театр, маски шапочки для подвижных и театрализованных и другое. Все это помогает достичь эффекта достоверности, стимулирует развитие детской любознательности, позволяет воспитанникам использовать практический этнокультурный материал в собственной самостоятельной деятельности (игровой, изобразительной и др.)
Кроме объектов, имеющихся непосредственно в дошкольном образовании, активно использую ресурсы школы п. Мелиоративный. Это музей быта карельских крестьян, где собрано много различных экспонатов. Каждый год мы с ребятами посещаем музей, проводим там тематические экскурсии, кроме того использую некоторые экспонаты на познавательных занятиях, праздниках и развлечениях.
Также, используем ресурсы Республиканского центра детско-юношеского туризма «Карельская изба».
Работа по этнокультурному направлению проходит в тесном сотрудничестве с поселковой библиотекой (организуются выставки детской литературы и встречи с карельскими писателями и поэтами).
Также, сотрудничаем с Домом Творчества (организуются экскурсии на кружок этнокультурной направленности изготовление изделий из бересты, Музыкальной школой (организация концертов с выступлениями учащихся ДМШ игра на карельских народных инструментах, выступление фольклорного коллектива с репертуаром карельского фольклора и организация совместных праздников).
Образовательная деятельность, связанная с обучением детей карельскому языку в большей степени проходит в групповых помещениях. В соответствии с ФГОС задействую всё пространство этих помещений в зависимости от образовательной ситуации. В каждом помещении совместно с воспитателями продумала организацию учебной зоны с дополнительным освещением, с переносной демонстрационной магнитной доской, круглым столом для выполнения изобразительных заданий, некоторых игровых упражнений, настольных игр, проведения бесед, или несколькими столами для выполнения заданий в мини группах, а также свободного пространства для проведения различных видов игр.
В образовательной деятельности с детьми использую разные виды пособий и материалов.
Демонстрационный материал:
• Картины, иллюстрации, игрушки, реальные предметы.
• Макеты леса, двора, карельской горницы.
• Ширма, элементы декорации и персонажи всех видов театра.
• Модели, карточки-модели.
• Атрибуты для игр и упражнений.
• Интерактивные игрушки.
• Муляжи.
• Фланелеграф с наборами картинок.
• Наборы открыток, фотоальбомы, фотографии природы Карелии, животного мира, памятников архитектуры, народных ремёсел, предметов домашней утвари и др.
• Предметы старинной домашней утвари из «Карельской горницы» и экспонаты из школьного музея.
• видео-презентации, видеоролики.
Раздаточный материал:
• Картинки
• Счетный материал.
• Природный материал.
• Спортивный инвентарь.
• Настольно-печатные игры.
• Книги в картинках: «Учимся говорить по-карельски».
• «Карельский язык» - учебник для 1 класса.
• Листы бумаги, картинки для раскрашивания, карандаши, фломастеры, краски, пластилин.
• Различные маски и шапочки для подвижных игр.
• Для практических занятий скалки, солёное или обычное тесто, нитки, иголки, кусочки ткани и др.
Технические средства :
• Музыкальный центр и диски.
• Ноутбук, проектор.
• Интерактивные доски.
• Портативный проигрыватель.
В образовательной деятельности также использую:
• Предметы, которые можно сравнивать между собой по величине, форме, цвету, материалу, на вкус, по запаху, разные на ощупь (шершавые, пушистые, гладкие, холодные, теплые, мокрые, сухие и т. п.)
• Настольно-печатные игры на классификацию, сравнение, объединение в целое, разделение целого на части.
• Карточки-модели для обозначения предметов, объектов, явлений природы, признаков предметов, действий.
Всё это способствует развитию психических процессов воображения, мышления, памяти у детей.
В соответствии с ФГОС образовательная среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она меняется в соответствии с возрастом детей, с их интересами, постоянно обновляется и дополняется.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда имеет большое значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует у него представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. Организованная таким образом развивающая предметно-пространственная образовательная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Важным компонентом развивающей образовательной среды является стиль общения педагога с детьми. Стиль моего общения с детьми направлен на установление доверительных и доброжелательных отношений с каждым ребёнком. Дети с желанием приходят в «Карельскую горницу», играют, выполняют игровые упражнения, хорошо идут на контакт, делятся своими переживаниями, эмоциями. Обучение и общение с детьми стараюсь выстраивать с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, темперамента, условий семейного воспитания, эмоциональных особенностей.