Наталья Балакова
Организация мини-музея в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу осуществлять образовательную деятельность в детском саду на основе деятельностного подхода. Условия, требования, методы образования должны соответствовать возрасту и особенностям развития детей дошкольников.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, одним из принципов является задача: развитие, воспитание и обучение ребёнка на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей; формирование познавательных интересов дошкольника в различных видах деятельности.
Публикация «Организация мини-музея в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Возникает вопрос: нужно ли знакомить ребёнка дошкольного возраста с таким важным культурным учреждением, как музей? Всем известно, ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. В игре ребёнок познаёт, развивается, овладевает навыками культурного поведения, приобретает личный опыт. В дошкольном периоде у ребёнка хорошо развиты воображение и фантазия, которые помогают ему осваивать историко-культурные ценности, накопленные эпохами, по-своему проникнуться духом прошлого. Дошкольный возраст можно рассматривать как первую ступень по ознакомлению с историко-культурными ценностями.
«Музейную педагогику» используем как особую форму в работе с детьми и родителями, которая помогает решать множество задач для познавательного и творческого развития детей.
Актуальность музейной педагогики как средство
реализации ФГОС ДО
В связи с переосмысливанием сущности дошкольного образования, требований, связанных с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования в нашей стране, существенную роль играет познавательное развитие детей дошкольного возраста. Большую популярность и интерес приобретает технология музейной педагогики в работе с дошкольниками. Эта технология уже известна в современной педагогике, но в дошкольной педагогике имеет место последнее десятилетие.
Особое значение приобретает вопрос: как более эффективно можно использовать средства музейной педагогики в условиях реализации ФГОС? Федеральный государственный стандарт ставит задачу и о самореализации дошкольника, активное вовлечение ребёнка в исследовательский поиск, о тесной установке отношений с обществом, его культурой и историей. Так же повысились требования к созданию развивающей предметно – пространственной среды в дошкольных учреждениях.
Весь материал должен подбираться с учётом возрастных особенностей детей. Педагоги должны помнить, как и какими способами можно помочь маленькому человеку проникнуться духом мини-музея, сохранить активность познавательной деятельности.
Мини-музей-это организованное и маленькое социокультурное пространство в ДОУ, которое способствует расширению кругозора ребёнка, познавать новое, неизведанное.
Экспонаты мини-музея большую помощь оказывают развития речи, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для проведения различных занятий, мероприятий.
Для поддержания интереса необходимо видоизменять оформление выставки. К примеру, мини-музею первоначально было отведено место на полочке, на другом этапе можно предложить небольшие, безопасные и лёгкие экспонаты в сундучке, контейнере… Ребёнок имеет возможность перенести предметы в любой уголок и развернуть там свой сюжет игры, приглашать посетителей в свой импровизированный мини-музей, т. е. переход в сюжетно-ролевую игру.
Не стоит гнаться за активным обновлением материалов, знакомство детей с отдельными темами происходит постепенно, с небольшими добавлениями и усложнением, с учётом возрастных особенностей детей.
Мини-музей «От зёрнышка до хлебушка».
Актуальность мини-музея.
Тема о хлебе затронута не случайно. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к самому главному продукту на столе – хлебу. Для обогащения знаний детей и родителей о многообразии хлебобулочных изделий, для знакомства с трудоемким процессом выращивания и изготовления хлеба, для воспитания бережного отношения к хлебу было принято решение создать в группе мини-музей хлеба при активном участии родителей. Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада. Он явился результатом сотрудничества взрослых (сотрудников детского сада и родителей) и детей. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками.
Цель: проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции
Задачи:
- Дать детям представления о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из
муки хлеба)
- Показать значимость сельскохозяйственной техники;
- Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
- Поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
План работы по созданию мини-музея.
1. Подготовительный этап
- Определение темы и названия мини-музея;
- Выбор места для размещения;
2. Практический этап
- Сбор и изготовление экспонатов;
- Оформление выставки;
- Создание мини-музея;
- Игровая деятельность - сюжетно - ролевые игры, дидактические игры;
- Чтение и заучивание стихотворений и загадок о хлебе;
3. Подведение итогов