Елена Воробьева
Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении на лето
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.
Жан Жак Руссо)
Лето – самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей. Необходимо максимально использовать оздоравливающий и развивающий потенциал этого времени года. Пребывание на свежем воздухе, тесное общение с природой, получение множества впечатлений, разнообразная физическая активность дает ребенку мощный заряд энергии и положительных эмоций для успешного полноценного развития и укрепления иммунитета.
Публикация «Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении на лето» размещена в разделах
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.
Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных и воспитательных мероприятий с детьми в летний период регламентируют нормативные документы:
•Конвенция о правах ребенка.
•Конституция РФ от 12.12.1993г. (ст. 38, 41, 42, 43).
•Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.09.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
•Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ от 15.05.2013 № 26.
.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 года №32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм САНПИН 2.3/2.4.3590-20- Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
•Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Куртамышский детский сад № 4».
Модель летней оздоровительной работы состоит из 6 модулей: организационный, создание условий для всестороннего развития детей или воспитательно-образовательная работа с воспитанниками, организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми, организационно-педагогическая и методическая работа тс педагогами, работа с родителями, заключительный.
1 модуль Организационный связан с подготовкой ДОУ к летней оздоровительной работе : Заведующий ДОУ
Распределяет обязанности между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных площадок и физкультурной площадки в соответствии с СанПиН.
Осуществляет контроль.
Завхоз
Планирует работу по подготовке территории ДОУ (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков).
осуществляет контроль в рамках своих функциональных обязанностей.
Медсестра
планирует работу по предупреждению травматизма, желудочно-кишечных заболеваний;
контролирует выполнение санэпидрежима и требований в группах, на пищеблоке, в прачечной, осуществлять контроль за комплексностью и непрерывностью оздоровительных мероприятий, питанием детей, питьевым режимом;
Педагоги
осуществляют планирование образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа планирования и интеграции образовательных областей;
отслеживают информацию в тетради сведений о родителях;
Ведут журнал фильтра;
ежедневно проводят прием детей и утреннюю зарядку на улице;
проводят закаливающие процедуры в повседневной жизни (утренняя гимнастика на воздухе, сон с доступом воздуха, гимнастика после сна, воздушные ванны перед сном и др.
Старший воспитатель и заместитель заведующего по МР
разрабатывает план работы ДОУ на летний оздоровительный период с воспитанниками, педагогами, родителями, социумом;
повышает профессиональное мастерство воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы через различные формы методической работы;
обеспечивает высокий уровень интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства;
Принципы планирования оздоровительной работы
При планировании оздоровительной работы следует придерживаться следующих принципов:
•комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
•непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
•использование простых и доступных технологий;
•формирование положительной мотивации у детей,родителей и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;
•повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.
Но современные образовательные программы для дошкольников, в том числе и программа «От рождения до школы», «Радуга», не учитывает специфики организации воспитательного процесса в детском саду летом.
Количество групп сокращается. Дети посещают детский сад не весь летний период, а его часть в зависимости от отпуска родителей. Следовательно, состав групп детей меняется. Часто такие объединения бывают разновозрастными: группы детей до 3 лет, с 3 до 5 лет, с 5 до 7 лет. Большинство сотрудников ДОУ находятся в отпуске, поэтому педагогический и обслуживающий персонал непостоянен. Конечно, смена партнеров по играм, общение с новыми взрослыми, незнакомая обстановка групповой комнаты вызывают стрессовые переживания у детей.
Поэтому необходимо организовать цикл взаимосвязанных специфических видов детской деятельности, обеспечивающий сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в летний период посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.
2 модуль Организация физкультурно- оздоровительной работы в летний период -слайд
Цель:
обеспечение возложенных на ДОУ задач по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в летний период, двигательной активности и всестороннего развития ребенка.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие оздоровление и безопасность детей в летний период.
2. Развивать познавательный интерес и экологическую культуру через исследовательскую и игровую деятельность.
3. Воспитывать привычку повседневной физической активности.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в образовательно-воспитательную деятельность детского сада.
Система оздоровления детей в летний период включает в себя: физкультурно-оздоровительную работу, организацию рационального питания, закаливание, оздоровительно-просветительскую работу с родителями.
Воспитательно – образовательный процесс состоит из образовательной деятельности,осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, трудовой, музыкальной, чтения, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и взаимодействием с семьями воспитанников. Основную часть времени дети проводят на улице. Особое место отводится физическому развитию детей.
Основным средством оздоровления дошкольников являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие в себя: утреннюю гимнастику, физкультурные минутки и физкультурные занятия в сочетании с закаливанием.
Основу в формировании здорового образа жизни ребёнка несёт правильно подобранная и увлекательная утренняя гимнастика. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, укрепляют нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена.
Основным принципом построения недельного цикла физических нагрузок является чередование больших, средних и малых тренировок. Это обеспечивает лучший оздоровительный эффект и лучшее восстановление. Нагрузки чередуются не только по объему, но и по интенсивности. В соответствии с этим рассчитаны недельные нагрузки физкультурной деятельности: занятия проводила на свежем воздухе 3 раза в неделю. Разновозрастность группы детей, с одной стороны усложняет организацию занятий, досугов, так как они должны быть интересны и посильны всем, с другой - значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).
Варианты проведения физкультурных занятий чередуются, чтобы обеспечить их оздоровительный эффект.
1. Занятия обычного типа. Чтобы придать этим занятиям четко выраженную оздоровительную направленность, включаются в содержание дыхательные упражнения и упражнения, совершенствующие координационные механизмы нервной системы.
2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных, оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Включают в содержание разминку, оздоровительный бег, подвижные игры по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, большая часть игр включает бег, как универсальное циклическое движение.
3. Сюжетно-игровые занятия.
4. В дождливую погоду в зале проводятся занятия, построенные на танцевальном материале. Современными исследованиями доказано, что занятия, построенные на танцевальном материале, повышают функциональные способности организма.
5. Прогулки за пределы ДОУ. Это ходьба на определенное расстояние. Такие занятия очень нравятся детям.
6. Занятия-тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Основное их содержание – бег.
7. Самостоятельные физкультурные занятия, смысл которых заключается в том, чтобы научить детей осознанному выполнению движений в правильной последовательности и в нужном темпе. Эти занятия учат страховке и подстраховке, умению замечать свои ошибки и ошибки товарищей. В оздоровительном плане ценность этих занятий – прямой выход к воспитанию потребности в здоровом образе жизни.
3 модуль Создание условий для всестороннего развития детей или воспитательно-образовательная работа с воспитанниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к до-школьному образованию. В летний оздоровительный период мы продолжаем работатьпо следующим направлениям развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Можно больше времени отвести на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; на развитие воображения и творческой активности, на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; уделить больше времени обогащению активного словаря, развитию связной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой; реализацию самостоятельной деятельности детей – изобразительной, музыкальной. При планировании работы с воспитанниками в летний период педагогам следует создать условия для организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада. В планах воспитателейв течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, положенный в основу содержание работы с детьми-дошкольниками в летний оздоровительный период, позволяет обеспечить осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей.
Так как в основу реализации комплексно-тематического принципа положен календарь праздников, проводимых в детском саду в летний период с недельным подготовительным процессом, что позволяет обеспечить:
«проживание» ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности;
социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения досугов;
выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в мероприятия и подготовку к ним родителей и законных представителей детей).
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
4 модуль Организационно- педагогическая и методическая работа с педагогами
Чтобы деятельность детей была интересной и содержательной, педагог должен обладать творчеством и профессиональным мастерством. Для этого была продумана система методической работы, которая включает в себя: консультации для педагогов, индивидуальную работу с педагогами, организацию смотров-конкурсов среди педагогов и др.
С целью оказания помощи педагогам в проведении воспитательных и оздоровительных мероприятий, обеспечения качества работы в программу включен раздел «Контроль и руководство». В течение всего лета предусматривается административный контроль.
5 модуль Работа с родителями
Создание оптимальных условий, обеспечивающих оздоровление и творческое развитие детей невозможно без помощи родителей. Стремясь пробудить их интерес к проблеме оздоровления детей, нужно проводить индивидуальные беседы с ними, подготавливать консультации в информационный уголок, газеты, буклеты,оформлять фото-выставки по проведенным мероприятиям.
Привлекать пап и мам к участию в прогулках-походах, в оздоровительных досугах и спортивных праздниках.
Благодаря систематичности и целенаправленности такой работы, у детей в течение всего лета будет поддерживаться устойчивое положительное настроение, что является свидетельством их позитивного психического состояния. Дети будут меньше болеть простудными заболеваниями не, стабильно посещать детский сад
6 модуль заключительный включает результативно-сравнительный анализ и подведение итогов летней оздоровительной работы.
Литература
1. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст] : практическое пособие / М. Н. Кузнецова. – М. : Айрис-пресс, 2007.
2. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под редакцией С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
3. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим [Текст] : оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2004.