Марина Савельева
Консультация для воспитателей «Организация игровой деятельности ребёнка в семье» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра, есть «путеводная звезда»
для дошкольника в мир социальных отношений.
Отыскать её, научиться пользоваться её «светом»
детям помогают педагоги и родители».
В. А. Дергунская
Любимым занятием детей разного возраста является игра- ведущий вид детской деятельности и результат интеграции общения, познания, труда.
Формирование игровых умений у детей осуществляется в совместной игре ребёнка с взрослым, где взрослый выступает для ребёнка одновременно, как партнёр и как носитель формируемого способа игровой деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация игровой деятельности ребёнка в семье“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Популярность сюжетно-ролевой игры растёт у детей от возраста к возрасту. Если в 3-4 года ребёнок манипулирует с предметами, то в дальнейшем сюжет игры развивается более полно в соответствии с ролью, сопровождается словом, и т. д.
Для формирования у родителей представлений об особенностях развития игровой деятельности ребёнка, её значимости и ценности в каждом возрасте, мы использовали разные методы:
- консультации : «Игра в жизни ребёнка», «Игра-ведущий вид деятельности в детском саду», «Этапы развития сюжетно- ролевой игры»;
- тематические выставки: «Внимание! Игра», «Учимся, играя», «Игры на кухне, на даче, по дороге домой»;
- фотовыставки: «Нам вместе весело»;
- дни открытых дверей, где родители могли понаблюдать за ребёнком в течение длительного времени;
-родительские собрания, на которых происходил обмен опытом, помогающий родителям лучше ориентироваться в проблемных ситуациях «Как я помог ребёнку преодолеть зависимость от компьютерных игр»;
-развлечения;
- индивидуальные беседы;
-мастер - классы
В индивидуальных беседах более подробно, давали рекомендации по организации совместной игры в домашних условиях. Ребёнок может получать опыт игровых умений и по дороге домой («Посмотри, как папа едет, крутит руль, нажимает на педаль. Сейчас приедем домой и ты покатаешь меня на своей машине)
Мама может косвенно «руководить» игрой ребёнка, выполняя собственные дела: стирает бельё, моет посуду, готовит ужин. 3-х летняя дочка ей помогает, используя наборы детской посуды. В дальнейшем они могут дождаться с «работы» папу, которого привезёт его «шофёр», т. е. сыночек и вместе поужинать.
Такие небольшие, доступные для реализации в каждой семье, сюжеты родители получают ввиде маленьких памяток, которые с помощью магнитов прикрепляют на холодильник. Это служит хорошим стимулом для возникновения и проведения игры в кругу семьи и помогает ребёнку развёртывать ролевое взаимодействие и развивать диалог.
Ролевой диалог - прекрасное средство для развития речи ребёнка, умение высказать свои мысли.
Для того чтобы родители могли поддержать игру ребёнка на следующем этапе развития, мы проводили мастер- класс, где родители - активные участники. Родителям предлагалось попробовать себя в роли врача, пациента, мед. сестры, они учились развивать сюжет,строить диалог. Далее родителям была предоставлена информация о том, что для развития самостоятельной детской игры должны быть созданы условия не только в детском саду, но и дома: различные предметы заместители (шнуры, кольца, палочки, кирпичики, вырезанные формы из пластиковых бутылок и т. д. ,реальные предметы (руль, бинокль, весы, фен и т. д,
ширмы, кубы и др. Создавая развивающую среду для совместной и самостоятельной игровой деятельности ребёнка,родители помогут сформировать у ребёнка представления о деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к вещам, к людям. Этому способствуют и экскурсии с детьми в зоопарк, в музей, на строительную площадку и обыгрывание ситуаций дома.
Давая рекомендации родителям по развитию игровой деятельности ребёнка, мы советовали осторожно обращаться с игрой маленького творца и поощрять любые попытки и желания ребёнка играть, ведь игра-это деятельность, во многом обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребёнка.
В настоящее время становятся популярными компьютерные игры, которым дети посвящают всё свободное время. Это вызывает трудности при организации игровой деятельности ребёнка в детском саду и дома. Такие дети отдают предпочтение интеллектуальным играм, тем самым, ограничивая себя в общении и взаимодействии со сверстниками.
Мы, в свою очередь ищем разные способы, чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему в усвоении ролевых умений и навыков (изготовление поделок и обыгрывание их с ребёнком, рассказы из личного опыта, рассматривание иллюстраций о профессиях, чтение Х/л, прослушивание аудиокассет, экскурсии в магазин, аптеку и т. д.).
Вера родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, их личная заинтересованность, помогут превратить игровую деятельность ребёнка в увлекательный, постепенно развивающийся процесс, который оставит эмоциональный след в душе ребёнка на всю жизнь.