Ирина Карачевцева
«Опыты со снегом и льдом». Поисково-исследовательская деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый)
3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Развивающие задачи:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Снег и лед
- Снег и лед. Зимняя экспериментальная деятельность
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Средняя группа
- Темочки
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать у детей желание помочь.
2. Воспитывать любовь к природе.
Опыт 1.
Знакомство со строением снежинки.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег, поймать их на варежку темного цвета и рассмотреть через лупу. Обратить внимание на то, что все они имеют разное строение.
Дать детям задание подышать на снежинку и рассказать, что с ней случилось.
Опыт 2.
«Снег, какой он?»
Познакомить детей со свойствами снега, рассмотреть хлопья снега через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и легкий. Дети дают описание снега (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле,блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551338416.jpg)
Опыт 3.
«Как получить из снега воду?».
Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Что произошло со снегом? Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?
Вывод: Снег тает в тепле и превращается в воду. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Образовательные задачи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551338588.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Расширить представление детей о снеге и его свойствах о зимних явлениях](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551338720.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Познакомить детей со льдом и его свойствами гладкий прозрачный холодный твердый](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551338803.jpg)
Опыт 4.
«Почему нельзя есть снег?».
Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накрой блюдце крышечкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Учить устанавливать элементарные причинно следственные связи снег в тепле тает и превращается в воду на морозе вода замерзает и превращается в лед](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551338894.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Развивающие задачи Темочки Исследовательская деятельность Лед](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551338956.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Конспекты по экспериментальной деятельности Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551339054.jpg)
Опыт 5.
«Замерзание жидкостей».
Оборудование: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, уксуса.
Дети,под строгим присмотром взрослого (т. к. уксус для детей опасен, рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания. Также обратить внимание на то, что вода в твердом состоянии увеличивается в размере.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Образовательная технология Опытно экспериментальная деятельность Снег и лед Снег и лед](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551339238.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Зимняя экспериментальная деятельность Снег](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551339418.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Конспекты по экспериментальной деятельности Средняя группа Темочки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551339552.jpg)
Опыт 6.
Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинка с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают) закапать в снегу.
Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд)
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Педагог читает надпись: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Исследовательская деятельность исследовательские навыки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551340041.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Приучать детей отвечать развернутыми ответами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551340149.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Развивать восприятие мышление внимание детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-94744-1551340250.jpg)
Опыт 7.
Изготовление цветных льдинок.
• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору и на подносе ставят на холод.
Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
Ребята украшают цветными льдинками «хозяина» экологической тропы –Лесовичка.