Людмила Костенко
Оптимизация рабочего места воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что состояние нашего здоровья напрямую зависит от грамотного обустройства рабочего места. Если человек в течение рабочего дня не успевает выполнить все намеченное, это не всегда означает, что он плохой работник : причиной тому может стать неудобное рабочее место, которое вызывает у него быстрое утомление, а также вынуждает тратить время и энергию на лишние действия. Проблемы со зрением, головные боли, нарушения опорно-двигательной системы, болезни сосудов и многое другое - нет ни одной системы организма, которая не страдала бы от неудобной мебели или неправильного ее расположения. А между тем, чтобы не чувствовать себя каждый день усталыми и беззащитными перед наступающими недомоганиями, достаточно лишь знать главные принципы организации эргономичного рабочего места. Сегодня обустройство рабочего места — это популярное, престижное и модное искусство. Искусство оптимизировать свое рабочее место тесно переплетается с кайдзен технологией и эргономикой.
Публикация «Оптимизация рабочего места воспитателя» размещена в разделах
Итак, что же такое кайдзен? Кайдзен (kaizen) — японская философия, которая за пару десятилетий подняла из руин послевоенную экономику страны. Слово «кайдзен» в переводе и по факту означает постоянное улучшение — себя как личности и профессионала, рабочего места, управления задачами, производства. Система «Кайдзен» разработана и опробована в Японии, означает постоянное и непрерывное совершенствование.
Принципы кайдзен работают в повседневной жизни, делают её более спокойной и размеренной.
5S — это японская система, которая помогает упорядочить ту сферу, в которой она применяется. Считается, что, если следовать ей в жизни, это поможет стать немного счастливее. Но это уже продвинутый уровень.
Чтобы проверить, работает ли система, предлагаем начать с малого — организовать рабочий стол по этому принципу. Это должно помочь обнаружить и устранить проблемы трудового процесса и повысить его эффективность.
Неопрятное и захламленное рабочее место вынуждает отвлекаться, подолгу искать нужные вещи. Это злит и мешает чувствовать удовлетворенность от того, чем вы занимаетесь. 5S помогает навести порядок и легко поддерживать его.
В чем суть
Система состоит из пяти этапов, названия каждого из которых начинаются в японском языке на букву «с». При переводе обычно это пытаются сохранить. В этом нет никакого сакрального смысла, но так получается красивее — название 5S сохраняет оригинальное значение.
Итак, вот эти пять элементов:
№ Этапы Действия Результаты
1 Сортировка Устранение ненужного
Отбор нужных операций (повышение эффективности)
2 Соблюдение порядка Рациональное использование пространства Снижение времени операций (повышение эффективности)
3 Содержание в чистоте Поддержание чистоты на рабочем пространстве
Улучшение гигиены труда
4 Стандартизация Стандартизация процедур Стабилизация эффективных действий
5 Совершенствование Привычка выполнение процедур и совершенствование рабочего пространства
Изменения поведения
Важную роль в оптимизации бумажной работы педагога играет умение держать все свои рабочие материалы и документы в порядке.
Принципы работы по оптимизации своего рабочего места :
Первый шаг — сортировка.
Все, что лежала в нашем столе и вокруг него, мы разделили по трем характеристикам — нужные предметы, не нужно срочные предметы и ненужные предметы. В первую группу мы определили все нужное (используемые ежедневно и ежечасно) блокнот для записи, табель, журналы и т. д. Во вторую группу все, что не нужно срочно расположили удалено.
В тритий группу определили ненужное старые тетради, просроченные календари, сломанные ручки и т. д. отправили в мусор.
До
После
Второй шаг — соблюдать порядок.
На нашем рабочем столе остались только необходимые вещи, которые были разложены так, чтобы уже завтра не вернуться к хаосу и завалам. У каждой вещи появилось свое место, которое отвечает нескольким критериям:
1. Вещь лежит на видном месте.
2. Ее легко взять.
3. Ее легко использовать.
4. Ее легко вернуть на место.
Предметы, которыми редко пользуемся, а выкинуть рука не поднимается, мы убрали в ящики, а остальное положили в зоне доступа. Ввели цветовую маркировку для папок. Все папки разметили желтым скотчем, чтобы было удобно возвращать их на место. Здесь важно, чтобы все вещи обрели своё законное место, чтобы при необходимости можно было легко взять и поставить на место. На рабочем месте мы оптимизировали пространство, сложили мелкие вещи в коробки. По технологии 5S поиск любого предмета должен занимать не больше 30 секунд.
До
После
До
После
Третий шаг — содержать в чистоте. Чтобы рабочий стол оставался чистым, его нужно периодически приводить в порядок.
Проще всего поддерживать чистоту, если определить время для уборки. Мы завели правило — перед окончанием рабочего дня выкидывать ненужные листы бумаги в мусорное ведро, лишние файлы — в корзину, а рабочие инструменты возвращать на место. Всего 5 минут, и рабочий стол выглядеть чистым. Рабочее место всегда должно быть чистым и аккуратным.
Четвёртый шаг — стандартизация.
Вышеперечисленные правила нами, применяются каждый день. Ежедневно приводим в порядок свое рабочие места каждую вещь убираем на свое место.
Пятый шаг — совершенствование.
Наша работа по соблюдению порядка на рабочем месте стандартизирована, на столе и в целом на рабочем месте порядок, нет ничего лишнего и все на своем месте.
Совершенствование предполагает доведение всех действий до автоматизма — они должны стать необходимой привычкой, когда не нужно будет контролировать их напоминать себе о том, что нужно навести порядок на рабочем столе.
Описание системы выглядит сложно. На практике все гораздо проще. Немного усилий, и вот что мы получили взамен:
1. Чистый стол, на котором не задерживаются лишние вещи. Работать за ним легко и приятно: мы не отвлекаемся, ничего нам не мешает.
2. Все необходимое под рукой. Нам не нужно искать ту самую важную бумажку. Она лежит с другими не менее важными документами, в установленном нами порядке. Больше не приходится тратить время впустую. Рука автоматически тянется к месту, где лежит нужный предмет, и, что важно, находим его там.
3. На рабочем месте легко ориентироваться не только нам. Нашим коллегам который не работает в нашей группе легко объясните по телефону или в чате, что и где лежит. Мы знаем, точные координаты и не используем фразу «ну где-то там, на столе».
4. Кому подойдет
Всем подойдет, но в особенности тем, у кого много подручных материалов. Если вы используете только ноутбук, теоретически можете поставить его даже на гору мусора. Ничего не помешает — вам нужны только компьютер и клавиатура. Но если потребуются документы, бумаги с записями, макеты, что-то еще, то стол моментально исчезнет под завалами. В таких условиях любой лишний предмет сеет хаос.