Александра Коняева
«Оптимизация двигательной активности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Публикация «„Оптимизация двигательной активности в детском саду“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.
Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.
Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная двигательная активность- это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Такая продуманность должна лежать в основе двигательной активности детей не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебно-го года. За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма дошкольника. Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна составлять не менее
50-60% времени, при этом 90 - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.
В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности ДА.
К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объема и продолжительности ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.
Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей ДА. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.
Дети третьей подгруппы имеют низкий объем ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в ДА, но и спланировать содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возраста, уровнем ДА, режима.
Начали мы эту работу с углубленного изучения различных современных программ, таких как: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стёркиной, «Я - человек» С. Козловой, «Здравствуй» М. Лазарева, «Движение день за днём» М. Руновой, «Здоровый дошкольник» Ю. Змановского. Все программы направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. За основу мы взяли двигательную активность как источник здоровья детей, улучшения их психического и физического состояния.
Нами были определены основные направления работы:
• создание условий для развития двигательной активности и оздоровления ребёнка;
• разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольников в ДОУ через двигательную активность;
• осуществление тесного взаимодействия ДОУ, семьи, социума.
Были выделены основные задачи в трёх сферах работы. В сфере работы с детьми ими стали:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
2. Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни;
3. Формирование навыков безопасного поведения;
4. Развитие познавательного интереса детей.
Задачами работы с педагогами были определены:
1. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации оздоровительной работы;
2. Мотивация педагогов на улучшение качества организации оздоровительной работы.
В работе с родителями решались следующие задачи:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах организации оздоровительной работы;
2. Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.
Первым шагом для успешной реализации эксперимента стало создание условий для развития и оздоровления детей.
В детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый инвентарём, физкультурные зоны в групповых комнатах, уголки движения, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранда, скамейки, горка, лестницы для лазания, беговые дорожки, качели, дуги для подлезания, пеньки для перепрыгивания, перешагивания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала. На будущее планируется добавлять различные снаряды на участки детского сада.
Следующей задачей нашей работы стала разработка графика работы по двигательной активности детей в течение дня.
Для этой работы были привлечены все работники детского сада : заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели, врач, медсестра. В своей работе мы исходили из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.
Мы планируем двигательную активность по этапам. Этап - это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.
1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараемся планировать игры малой или средней активности. Но, в тоже время при планировании подвижных игр мы обязательно учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО, то планируем игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную окончательную игру. Воспитатели подбирают игры в соответствии с уровнем ДА детей. Педагог и дети с высоким, средним уровнем ДА являются примером для малоподвижных детей.
Для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её мы проводим в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика. С наступлением летнего периода планируем утреннюю гимнастику на свежем воздухе.
Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении физкультурных занятий, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника. Непременным условием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Во всех группах, кроме группы раннего возраста, планируется 3 физкультурных занятия, одно занятие планируется на воздухе. В этом году дети подготовительной группы одно занятие проводили в бассейне детского сада № 2 «Развитие», что ощутимо сказалось на повышении ДА детей.
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы на других видах занятий по мере усталости детей и в зависимости от уровня подвижности. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые, дыхательные и телесные игры.
2-ой этап педагогического процесса - "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
К планированию прогулки воспитатели относятся ответственно, тщательно подбирая игры для прогулок с учётом возраста детей, с учётом уровня ДА Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т. д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с, после чего перейти на ходьбу.
Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.
3-ий этап педагогического процесса "Вторая половина дня". Основная педагогическая задача этого периода - вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группе положительный эмоциональный настрой.
После дневного сна в каждой группе воспитатели проводят бодрящую гимнастику. Она состоит из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лёжа или сидя в постели поверх одеяла. В старших группах воспитатели добавляют самомассаж. Дети просыпаются, затем выполняют упражнения в постели, потом встают на массажные коврики и по "дорожкам здоровья ", расположенным на полу, идут до умывальной комнаты.
Во вторую половину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах, картотеки игр разного уровня подвижности, подбор схем и карточек выполнения разнообразных движений. В это же время используются упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Наиболее оптимальное время для проведения индивидуальной работы с детьми с разными уровнями двигательной активности это утро, прогулка и вечер.
Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей.
В каждой группе имеются "родительские уголки", на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятий пытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями. Вовремя всех открытых мероприятий, праздников, родительских собраний знакомим и обучаем родителей с играми различной подвижности. Даём рекомендации, какие виды игр можно использовать в режиме дня.
На основе результатов своей работы мы можем утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно.
По результатам диагностики отмечаем:
1. Рост двигательной активности малоподвижных детей
2. Малоподвижные дети стали более активно включаться во все виды физической деятельности
3. Дети с высоким уровнем активности стали более сдержанными, повысились их качественные характеристики физического состояния: выносливость, точность, меткость, ловкость
4. Рост сопротивляемости детей к простудным и вирусным заболеваниям.
5. Гиперактивные дети, получили возможность использовать разнообразные физические упражнения и игры для улучшения своего психического состояния.
6. Улучшение процесса адаптации в детском саду.
7. Рост интеллектуальной и познавательной активности детей на различных видах занятий.
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. Систематическая развивающая физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, осуществляемая в соответствии с указанными приоритетами, способна привести к ряду значимых результатов.
Таким образом, разработанный в нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на активное сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.
Будем надеяться, что внедряемая нами модель двигательного режима дошкольника, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволит сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 23 «Алёнушка»
Выступление на городском семинаре
Тема:
«Оптимизация двигательной активности детей в детском саду»
Подготовил:
старший воспитатель
МБДОУ - Д\С № 23
«Алёнушка»
Коняева А. П.
Г. Верхний Уфалей
2012 г.