Дымаренко Наталья
«Опробование продуктов» Сообщение из опыта работы
▼ Скачать
Опробование продуктов – это особенность программы Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости», способ привлечь к новым знаниям и полноценного познания окружающего мира с помощью разных анализаторов. Знания об окружающем мире дети получают через свои ощущения, и эти знания закрепляются в слове.
Ритуал «Опробование продукта» дает богатый материал для развития речи детей. Ребенок знакомится с окружающим миром при помощи чувств: он видит, осязает, слышит и так далее. Образующиеся таким образом представления постепенно превращаются в слова.
Публикация «„Опробование продуктов“ Сообщение из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Ребенок, знакомясь с опробуемыми продуктами, прежде всего интересуется их названиями. Он ставит вопрос : «Что это?», открывая для себя, что все имеет свое название. Но увлечение одними названиями длится недолго, он уже сознательно переходит от вопроса «Что?», к вопросу «Какой?», определяя признаки и качества опробуемых продуктов.
Использование анализаторов (зрение, осязание, обоняние) позволяет детям составить полную картину о качественной характеристике продукта ( например: яблоко – красное, круглое, сладкое, душистое, твёрдое и т. д.) и о взаимосвязи с окружающей средой (профессией).
Опробование происходит в форме беседы взрослого с детьми. Это расширяет возможности ребенка в познании и развитии восприятия, речи, математических представлений, познания, а к подготовительной группе – накоплении энциклопедических знаний и историко-географических представлений;
Данный технологический прием проводится ежедневно в утренние часы после умывания перед завтраком со всей группой детей. Разговор идет в шутливой форме, манящей к общению со взрослым. И не более 5-10минут.
Как же мы опробуем продукты? Каждое утро наши родители приносят в детский сад различные продукты (овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед и многое другое, за что мы хотим им сказать: «Огромное спасибо за заботу и понимание». Итак, продукты принесли, руки помыли и вот сейчас можно попробовать что-то очень вкусное. Сначала детям предлагается отгадать, что мы будем опробовать. Для этого мы используем загадку, стишок или предлагаем детям догадаться, называя признаки продукта. Продукт отгадали.
Далее мы своим детям предлагаем вопросы.
-Что нам говорят глазки? Дети называют цвет, форму предмета.
-Что нам говорят пальчики? Какой продукт? Мягкий, твердый, шершавый, гладкий и т. п.
-Что говорит наш носик? Дети нюхают продукт и говорят, какой у него запах. Ну и последний вопрос – что же нам говорят зубы и язычок? (детям даются кусочки продукта). Ребята называют вкусовые качества продукта – сладкий, кислый, соленый, хрустящий и т. п.
Так проходит этот режимный момент в младшей и средней группе.
В старшей и подготовительной группе дети составляют небольшие рассказы - загадки о продукте. Помогают рассказать о нём карточки подсказки. (выставляется схема описательного рассказа)
Н-р: • 1. Что это?
• 2. Какой формы?
• 3. Какого цвета?
• 4. Что чувствуем (твердое-мягкое, запах, хрустит-не хрустит, вкус?
• 5. Где растет? Кто его выращивает? Когда сажают? Когда собирают и как?
• 6. Как его едят? Какие блюда можно приготовить?
• 7. В чём его польза?
Ребёнок составляет описательный рассказ.
1. Лук - это овощ.
2. По форме бывает круглый и овальный.
3. По цвету может быть жёлтым, красным, оранжевым, фиолетовым, золотистым. Всё это зависит от сорта лука.
4. На вкус он горько-сладкий. Имеет неприятный, резкий запах.
Внутри лука мякоть. Она состоит из сочных чешуек. Снаружи, мякоть защищена сухими чешуйками. Чем больше сухих чешуек, тем дольше будет храниться лук.
На ощупь лук твёрдый.
5. Растёт он в огороде на грядках. Его выращивают колхозники, огородники, агрономы. На огородах лук сажают весной, обирают осенью. Дома лук можно сажать в любое время года. Собирают его, выдёргивая из земли, а зелёный лук срезают.
6. Его можно жарить, варить, консервировать, тушить, сушить, есть сырым. Его кладут в суп, овощное рагу, салат, жарят с мясом, овощами и т. д.
7. Польза лука в том, что в нём много витаминов, он защищает организм от болезней.
О результатах моей работы с детьми можно сказать следующее:
-расширились и обогатились знания детей об окружающем мире (они знают названия овощей, фруктов, ягод и т. д., называют животных, которые питаются этими продуктами; дети имеют представления о взаимодействии людей разных профессий, занятых в выращивании, перевозке, обработке и приготовлении продуктов);
- у детей обогатился сенсорный опыт, который они активно используют при проведении ритуала «Опробование продукта». Воспитанники определяют цвет, форму, структуру поверхности, вкусовые качества опробуемого продукта;
-чувственный опыт, полученный в ходе работы по опробованию продукта, закрепляется в слове, что дает возможность обогатить словарный запас детей, способствовать развитию речи;
- у воспитанников стали ярко проявляться познавательные интересы, мыслительная деятельность стала активнее: они задают вопросы, учатся объяснять и доказывать, отстаивают свое мнение, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их;
- экспериментальная деятельность помогает детям раскрыть особенности предметов окружающего мира: они узнают откуда берется растительное масло, где живут зернышки и т. д. ;
- у детей сформировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
Результаты мониторинга подтверждают эффективность работы по ознакомлению с окружающим миром в процессе проведения ритуала «Опробования продукта».
В ходе ежедневных наблюдений было выявлено, что многие дети безошибочно и самостоятельно определяют вкус, цвет, запах, форму, структуру поверхности опробуемого продукта. правильно классифицируют продукт (овощ, фрукт, ягода,). Умеют рассказать о происхождении опробуемого продукта. называют профессии людей при помощи которых данный продукт пришел к нам на стол.
Каждое проведение ритуала «Опробование продукта» проходит эмоционально, вызывает у детей большой интерес. Знания, полученные в ходе опробования, закрепляются в дидактических играх и используются в других видах деятельности: в рисовании, лепке, сюжетно-ролевой игре и т. д.