Уварова Елена
Обучение глобальному чтению детей с расстройствами аутистического спектра
Глобальное чтение представляет собой один из методов альтернативной коммуникации, который дополняет или заменяет обычную речь у детей с расстройствами аутистического спектра. Этот метод является неотъемлемой частью процесса обучения детей с РАС навыкам чтения и письма. Одной из сильных сторон детей с РАС является их зрительная и слуховая память. Они обладают уникальной способностью воспринимать информацию целостно, подобно тому, как мы воспринимаем фотографию. Именно эта особенность лежит в основе метода глобального чтения. Автором метода глобального чтения является американский нейрофизиолог Глен Доман. В этом методе за единицу глобального чтения принимается слово. Для работы используются красочные картинки с изображением предметов и действий, а также соответствующие таблички с надписями. Рекомендуется также наклеивать таблички на окружающие ребёнка предметы. Глобальное чтение способствует развитию: мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; импрессивной речи (восприятия и понимания устной и письменной речи); навыков коммуникации и общения. В некоторых случаях глобальное чтение может стимулировать развитие экспрессивной речи («вокальной», произносимой вслух, что приводит к «запуску речи». При использовании метода глобального чтения можно избежать «механического» чтения, поскольку картинки или предметы подписываются целыми словами, и слово всегда ассоциируется в зрительном поле ребёнка с предметом, который оно обозначает. В долгосрочной перспективе наиболее эффективным подходом является обучение детей с РАС как глобальному чтению, так и чтению по буквам и слогам. Какие материалы использовать для глобального чтения?
Публикация «Обучение глобальному чтению детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, детская литература
- Темочки
Для обучения ребёнка глобальному чтению потребуется :
Карточки с картинками и подписями к ним. Карточки можно купить в магазине или приготовить самостоятельно.
Семейный фотоальбом. Нужно подготовить фотографии членов семьи и сделать к ним соответствующие печатные надписи, которые также продублировать на карточках.
Картинки по разным лексическим темам. Например, игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы.
Таблички со словами. На картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт чёрный. Высота букв — от 2 до 5 сантиметров.
Тематические плакаты к учебнику. Также понадобятся карточки со звуками и транскрипционными знаками, флэш-карты с изображением изучаемого лексического материала, набор слов, которые отпечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника.
При обучении глобальному чтению важно соблюдать постепенность и последовательность. Слова должны обозначать известные ребёнку предметы, действия, явления.