Зинаида Ангарова
«Обучение детей подготовительной группы грамоте». Методические рекомендации для воспитателей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему ребенку исполнилось шесть лет. Вы, конечно, заметили, что в этом возрасте у ребенка появляются новые интересы и запросы: он он все чаще просит Вас рассказать сказку, почитать книгу, задает вопросы:
"Что тут написано?", "Какая это буква?". Часто неожиданно для Вас он пишет на бумаге, на песке буквы, цифры. Зная несколько букв, он пытается самоучкой или при помощи взрослых читать отдельные слова.
Все это время следует вовремя учесть, удовлетворить и направить желания ребенка на то, чтобы овладеть основами грамоты. Надо помочь ему в этом путем посильных для него занятий, чередующихся с игрой и практической деятельностью.
Публикация «„Обучение детей подготовительной группы грамоте“, Методические рекомендации для воспитателей и родителей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Подготовительная группа
- Темочки
Для того, чтобы занятия с ребенком не шли вразрез с методическими требованиями школы, составлена и издана "Азбука". Занимаясь по "Азбуке, вы не только дадите ему основы чтения, письма и счета, но и будете содействовать развитию мышления и речи ребенка путем бесед по иллюстрациям книги, по содержанию текстов.
Прежде чем приступить к обучению ребенка по "Азбуке", надо познакомить его с общим видом книги, обратив внимание на иллюстрированную обложку, на занимательные рисунки в форзаце.
Обучение ребенка и подготовку его к школе следует вести в бодром настроении, в игровой, занимательной форме, раскрывая перед ним окружающий мир, взаимоотношения людей, их занятия, труд, отдых.
Каждое занятие по новой странице "Азбуки" начинается с беседы, в процессе которой ребенок не только учится правильно говорить, не только обогащает свою речь новыми словами, но и получает новые представления об окружающей жизни. Во время беседы рекомендуется использовать жизненный опыт и впечатления ребенка, его наблюдения над окружающей жизнью и трудом людей.
Обучение шестилетних детей грамоте по "Азбуке" ведется по аналитико - синтетическому звуковому методу. Основное в этом методе - это изучение произношения слова, слышание ребенком звуков и слогов в слове, воспроизведение их в слове и отдельно, обозначение основных звуков буквами (после выделения их из слов) и чтение слов по знакомых букв. При этом одновременно ребенок обучается письму. Звуки и буквы усваиваются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности в смысле выделения из слова, произношения и изображения на письме. Определенная последовательность требуется и в слоговом составе слов для чтения: на первых порах даются слова, состоящие из одного ил двух слогов: ау, шар, мак,мама; затем количество слогов увеличивается, появляются слова с закрытыми слогами: барабан, машина, сумка. После ознакомления со звуком и буквой "И" ребенок получает представление о мягкости согласных в таких словах, Лида, составляет и читает слова с мягкими согласными.
К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно считаются трудными для усвоения: Й,Е,Ё,Ю. Я,Ч,Ц,Щ,Ф,Ь,Ъ.
Подготавливая ребенка к чтению и письму, следует иметь в виду такие задачи:
1. Развивать у ребенка устную речь путем разговоров и бесед по иллюстрации "Азбука", научить его отвечать на вопрос не отдельными словами, а полным ответом, научить составлять предложения в 2-3 слова.
2. Научить ребенка различать на слух в предложении слова, указывать, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье. Упражнять детей в составлении предложений и делении их на слова, следует на протяжении всего периода обучения грамоте.
3. Научить детей делить слова на слоги.
4. Выделять по слуху звук из слова и слога.
5. Дать понятие, что такое звук и буква.
При чтении короткого рассказа, надо понять, ради чего он написан. Автор хочет что-то рассказать. Необходимо раскрыть главную мысль рассказа,помочь осознать его смысл. Здесь очень важны вопросы родителя или воспитателя,которые помогут выявить основной замысел рассказа. Обучать рассказыванию, пересказу и заучиванию. Пополнять и уточнять словарный запас слов. Так постепенно ребенок овладевает навыками чтения и речи.