Варнавская Ольга Сергеевна
Консультация «Обогащаем словарь дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи.
Словарный запас дошкольников с нарушениями речи в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: дети не знают обобщающих слов; целый ряд слов не могут назвать по картинкам, хотя понимают их значение; названия частей предмета заменяют названием самого предмета (стена – дом, также заменяются детьми слова, близкие по значению и внешним признакам (перчатка – варежка, шить – вышивать). Характеризуя величину предмета, дети используют чаще всего два понятия: большой и маленький, которые заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, узкий и т. д. Встречаются ошибки при изменении существительных по числам («много кроватев», «крылы», «вёдры»); при согласовании прилагательных и числительных с существительными («пять машинов, два руки, красивая платье» и т. д.); а также замена предлогов и их пропуски.
Публикация «Консультация „Обогащаем словарь дошкольника“» размещена в разделах
В детском саду с детьми проводится работа по закреплению значения слов, по расширению и активизации словаря. Эта работа тесно связана с ознакомлением дошкольников с окружающим миром, с жизнью и трудом людей. Она проводится в виде игр и упражнений, которые родители могут использовать дома, на прогулке, по дороге из детского сада домой.
Игры и упражнения для активизации словаря существительных
- «Посмотри и назови». (Ребенок рассматривает картинки и называет предметы и их части.)
-«Отгадай предмет по названию его частей». (Подоконник, рама, стекло. – Окно.)
- «Назови одним словом» («Огурец, морковь, картофель, кабачок – это овощи».)
- «Что можно сшить?» (Кофту, юбку, брюки, пальто) «Что можно обуть? (Тапки, сандалии, кроссовки, сапоги,)
- «Назови ласково». (Тапки – тапочки, рука – ручка, диван – диванчик)
- «Кому что нужно для работы?» (Повару нужна поварешка, учителю - указка и т. д.)
- «Объясни, почему так называется?» (Рыболов (рыбу ловит, листопад (листья падают, пчеловод (пчел разводит, ледоход (лед ходит, идет) и т. д.)
Игры и упражнения для активизации глагольного словаря
-«Кто как передвигается?» ( Например: воробей летает, человек ходит, рыба плавает и т. д.)
-«Кто что умеет делать?» ( Например: кошка умеет ходить, лазать, бегать, прыгать)
- «Скажи наоборот». ( Например: обуваться – разуваться, мыть – пачкать,)
- «Кто как голос подает?» (Кошка мяукает, корова мычит, собака лает и т. д.)
Игры и упражнения для активизации словаря прилагательных
- «Какой? Какая? Какое? Какие?» (Дом (какой) – высокий, яблоко (какое) – кислое и т. д.)
- «Из чего? Какой?» (Хлеб из пшеницы (какой) - пшеничный, кисель из малины – малиновый.)
- «О чем можно сказать так?» ( Например: круглая? (тарелка, луна, круглый? (мяч, поднос, круглое? (солнце, колесо, красная? (кофта) красный (флаг, красное (яблоко).
Кроме этого обогащению словарного запаса детей способствуют: чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание предметов, картинок, наблюдение за животными, деятельностью взрослых, объяснение значения незнакомых ребенку слов, подбор однокоренных слов.