Светлана Абакумова
О методах воздействия на ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект практикума для родителей
«О методах воздействия на ребенка в семье»
Цель. Вовлечь родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.
Проведение практикума. (Слово берет педагог.) Чтобы говорить о конструктивности методов педагогического воздействия, их пользе для развития ребенка и гармоничных отношений с ним, давайте сформулируем главный показатель эффективности любого метода воздействия.
После короткой дискуссии и предоставления возможности каждому родителю высказать свою точку зрения, сделать резюме:
Публикация «О методах воздействия на ребенка в семье» размещена в разделах
«Фундаментальная потребность ребенка - чувствовать к себе внимание близких, быть принятым всерьез и уважаемым в каждый данный момент времени, быть центром своей деятельности. Это законная потребность растущего ребенка, удовлетворение которой крайне важно для развития у него собственного положительного образа. Поэтому любое воздействие на ребенка, не дающее подпитки для его ощущения самоценности, чувства собственной значимости, укрепляющее его самопринятие, можно считать неудачным».
Раздать родителям карточки, на каждой из которых приведен один из неконструктивных методов воздействия. Родители читают текст на карточке и приводят пример, иллюстрирующий указанный на ней метод воздействия.
Методы воздействия на поведение ребенка
Приказание, распоряжение, команда (использование их способствует зарождению у ребенка неуверенности в себе).
Угроза, предупреждение, предостережение (провоцирует нарушение ребенком норм поведения).
Проповедь, нотация, морализирование (подчеркивает низкий статус ребенка, его зависимое, подчиненное положение, его некомпетентность, а то и порочность. Ребенок при злоупотреблении этими методами может избегать общения со взрослыми).
Советы и разъяснения (злоупотребление этими методами формирует зависимость ребенка от взрослого, неспособность самому разрешать трудности, проявлять инициативу).
Наставления, логическая аргументация, поучения, описывающие образцы желаемого поведения ребенка (частое использование данных методов взрослым формирует у ребенка сознание собственной неполноценности, малоценности).
Методы воздействия, направленные на оценку личности ребенка
Негативная оценка, осуждение, порицание, «приговор» (ребенку навязывается негативное представление о себе и своих возможностях, что он не соответствует ожиданиям и требованиям окружающих).
Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань (разрушают у ребенка образ «Я», вызывают чувство отверженности, незащищенности, формируют комплекс неполноценности).
Похвала, содержащая прямую позитивную оценку личности ребенка (для старшего дошкольника целесообразна похвала, содержащая элемент доверия к его возможностям, которая задает лишь ориентиры и критерии для самооценки ребенка, иначе может развиться зависимость от похвалы, тревога потерять ее).
Методы воздействия,
интерпретирующие поведение ребенка
Интерпретация, постановка диагноза (ребенку невольно навязывается превосходство взрослого в праве интерпретировать его чувства, переживания, поведение: «Я знаю, почему ты так ведешь себя, потому что.» Это вызывает тревогу, ощущение угрозы личной безопасности).
Вопросы, расследование, допрос (вызывает ощущение дискомфорта, рождает чувство зависимости от взрослого).
Методы воздействия,
отвлекающие внимание ребенка от проблемы
Утешение, успокаивание (происходит устранение эмоционального дискомфорта за счет отрицания значимости события, обесценивания чувств ребенка, это воздействие-приказ взрослого к чувствам ребенка, вторжение в его внутренние переживания: «Не стоит из-за этого так расстраиваться, плакать»).
Отвлечение внимания, уход (вместо взрослого как союзника и помощника в решении проблемы ребенку предлагается уход от того, что его волнует, это вызывает желание отказаться от контакта со взрослым).
Предложить родителям упражнение «Найди нужное».
Задача. Поиск варианта замены фразы с негативной модальностью на позитивную.
Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них - указание в категоричной негативной форме, другая - высказывание, имеющее позитивный характер.
Например:
«Не будешь слушаться — заболеешь». «Ты всегда будешь здоров». «Не твоего ума дело».
«Твое мнение всем интересно».
«Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».
«Как ты относишься к людям, так и они к тебе».
«Сильные люди не плачут».
«Поплачь, легче будет».
Родители сравнивают высказывания и оценивают педагогический эффект каждого.
Предложить родителям упражнение «Скульптура».
Задача. Моделирование способов установления взрослыми контакта с ребенком. Обсуждение того, что может отражать контакт с ребенком (диалог, опеку, взаимопринятие, противоборство, сосуществование и др., как такой контакт воспринимается взрослыми в роли «ребенка» и как со стороны - другими участниками встречи.
Родители делятся на пары, договариваются, кто будет «ребенком", а кто «взрослым». Участник упражнения в роли «взрослого» «строит скульптуру» своего способа контакта с ребенком. Инструкция родителям: работайте с телом партнера и его лицом, показывая ему, что и как надо делать, но не рассказывая. Во время обсуждения нужно дать название своей скульптуре, пояснить, что хотелось выразить в ней. Участники упражнения в роли «ребенка» рассказывают, какие чувства возникали у них в ходе упражнения.