Ишутина Валерия
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности «О финансах с пелёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Идея данного проекта появилась весной 2020 года. Однажды я наблюдала такую картину: мама пришла вечером за ребёнком. Дочь встретила её с хорошим настроением и спросила, купила ли мама ту игрушку, которую девочка вчера просила. Мама спокойно объяснила, что пока нет возможности купить такую дорогую игрушку. Тут полились слёзы, поднялся крик, что она видела у мамы карточку, которой та расплачивалась в магазине. Мама стала объяснять, что не всегда есть возможность расплатиться карточкой, но дочка не успокаивалась. Мама и дочка быстро собрались и ушли с испорченным настроением. В это же время другая мама, которая одевала сына, стала объяснять ему, что девочка зря так расстроилась. Действительно, не всегда можно купить всё, что хочется сразу, но можно накопить и купить позднее, если эта вещь действительно необходима.
Публикация «Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности „О финансах с пелёнок“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Они ушли, а у меня возникло ощущение, что и детям, и родителям можно помочь решать подобные вопросы, если научить детей азам финансовой грамотности, тем более, что эта тема актуальна и активно обсуждается в педагогической литературе, а дети сталкиваются с экономикой, даже если их не учат этому. Они узнают, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «покупка», «оплата» и прочее.
Вот почему в своей группе среднего возраста, мы начали внедрять элементы «финансовой грамотности» : проводить с детьми беседы на данную тему, читать художественную литературу, связанную с финансами. А летом мы попросили родителей сделать нам банкомат «Сбербанк». Дети были очень рады такому новому атрибуту к сюжетной игре, но были совершенно не готовы играть в такую новую игру. Поэтому и возникла идея создания проекта по финансовой грамотности, который мы начали реализовать в этом учебном году.
Проблема: дети старшего дошкольного возраста не имеют верных представлений об экономических понятиях (экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена, финансовых отношениях в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять, а формировать это качество необходимо с раннего возраста, если мы хотим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью. Для этого и родители, и мы, педагоги, должны объяснить своим детям, что такое деньги, и дать ответ на вопросы: где их взять? и как ими правильно распоряжаться?
Дети должны начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста, где на первом плане - формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр., а также понимание того, чем занимаются родители, какой профессией.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в двадцать первом веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, они должны представлять себе, что такое «зарплатная» карта, кредитная карта. Они видят, как просто и легко, достав пластиковую карту, совершать покупки. Как правило, дети не в курсе, как на карте появляются деньги, к каким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, и чем раньше они узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы с помощью предметно-пространственной, информационной среды вызвать и поддерживать интерес детей к экономической деятельности.
Тип проекта : информационно-практико–ориентированный
Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
• формировать основы финансовой грамотности у дошкольников,
• учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
• формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Развивающие
• развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
• совершенствовать коммуникативные качества детей;
• содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых, развивать позитивные установки и уважительное отношение к различным профессиям;
• развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Воспитательные:
• способствовать воспитанию нравственных качеств, социально-личностные качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики, любознательности в процессе познавательно-игровой деятельности.
Участники проекта
• дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
• воспитатели группы;
• родители.
Планируемые результаты:
• У детей сформируются начальные представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама.
• Дети приобретут первичный финансовый опыт, научатся устанавливать разумные элементарные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Дети научатся выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
• Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги выстроят систему работы по формированию финансового опыта детей.
Сроки реализации проекта : (сентябрь 2021 г. – май 2022 года.)
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Это важно знать каждому дошкольнику»;
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
• создание развивающей среды по теме.
2 этап – Основной (практический).
• Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми: использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный
• Выставка продуктивной деятельности
• Подведение итогов реализации проекта.
• Презентация проекта
Вывод: Несмотря на то, что проект реализуется совсем недавно, уже есть определённые результаты. Мы познакомили детей с классификацией денег, играя с ними в интерактивные игры на смарт доске. Как оказалось, многие дети уже знакомы с разными видами денежных знаков. Мы подкрепили их знания созданными дидактическими играми «Размен» и «Бюджет семьи». Изготовили различного рода атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Сбербанк» и «Магазин» (деньги, пластиковые карты, банкомат). Играя в данные игры, дети еще больше погрузились в тему финансовой грамотности, начали планировать бюджет, выбирать цену ниже в магазине, чтоб хватило на все продукты.
Детям оказалась интересна данная тема, и, играя, мы смогли донести до ребят, что деньги необходимы и зарабатываются они трудом, повторили с ребятами тему профессии, каждый рассказывал про профессии своих родителей.
В рамках театральной недели наши дети познакомились с такими профессиями, как кассир, костюмер, гример и, конечно же, актер, и сами побывали актёрами, показывая сказку и зрителями, которые сами покупали билеты. За свой труд они получили «зарплату», которую могли в дальнейшем потратить в нашем магазине. И когда мы спросили у детей, потрачены ли все заработанные деньги на товары, которые им хотелось получить (игрушки, сладости и т. п., то оказалось, что прежде, чем тратить, дети оценивали свои возможности. Ответы нас порадовали. Дети прочувствовали, что не так легко даются деньги (они всю неделю готовились к сказке, каждый день репетировали, учили роли, готовили костюмы) и получив зарплату, конечно же, не захотели ее потратить впустую. Многие из детей захотели оставить часть зарплаты, чтоб положить ее на карту и копить, а к Новому году купить себе хороший подарок. Другую часть денег они захотели потратить на семью, купить необходимые продукты, но и про себя не забыли, выделив себе небольшую сумму на вкусности.
В нашу деятельность включены и родители. Многие с удивлением стали замечать, что прежде чем просить купить то, что хочется, дети стали интересоваться, не дорого ли это, останутся ли деньги на. необходимое для семьи
И это только маленькая часть, которая уже осуществлена, впереди еще целый год и много планов, которые хочется реализовать.
Перспективы.
Я понимаю, что нужно и дальше продолжать работу в этом направлении, искать новые приемы и формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников для получения более высоких результатов. И, скорее всего, этот проект будет продолжаться и в подготовительной группе в направлении углубления элементарных, соответствующих возрасту экономических знаний. Возможно, это поможет кому-либо из моих выпускников найти свой путь в профессии.