Валентина Карагодина
Нравственное воспитание у детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья:«Нравственное воспитание у детей младшего и среднего дошкольного возраста» из опыта работы.
Мы живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т. д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на первом месте оказываются ценности материальные. И к великому сожалению, часто, молодое поколение особенно, оценивает людей не по их нравственным качествам, а по тому, каких материальных благ они достигли. На второй план (а может, и далее) ушли такие человеческие ценности, как доброе отношение к окружающим, внимание, чуткость, уважение к старшим. Также мы видим, что через средства массовой информации идет пропаганда жестокости, насилия (взять хотя бы телепередачи, художественные и документальные фильмы).И перед родителями, педагогами детских садов встает проблема: каким образом отстранить детей от негативных проявлений со стороны сверстников, воспитать в детях такие качества, как чуткость, скромность, вежливость, деликатность, уважительное отношение к старшим.
Публикация «Нравственное воспитание у детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
В начале учебного года мной были поставлены следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию :
• обеспечить условия для духовно-нравственного воспитания детей в процессе каждой деятельности;
• создавать игровые ситуации, которые будут способствовать формированию доброты, доброжелательности и дружелюбию;
• приучать деток общаться спокойно, без крика;
• формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
• приучать детей к вежливости : здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
• учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
• приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах;
Я работаю над выполнением этих задач, используя различные формы и методы.
Во-первых, это непосредственно образовательная деятельность: речевое развитие, окружающий мир, художественно-эстетическое развитие (изо, музыкальное). Почти всегда на занятии в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей : «Как мы можем ему помочь?», подводим их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить угощение для гостей, которые пришли к лисичке, рябину для птиц, т. к. им зимой нечего есть и т. п.
На НОД «Познавательное развитие» на тему «Моя семья» дети рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; я подвела детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать их.
На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с детьми в хороводную игру «Репка».
Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия. Например, к нам в гости пришла кукла Таня. Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т. п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как Петрушка и матрешка играли» (матрешка играет с петушком. Подбегает Петрушка, вырывает у нее петушка. Матрешка плачет, а Петрушка веселится, играет с петушком. Я спрашиваю у детей : Почему матрешка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».
С детьми проводились различные беседы:
1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Федя уступил игрушку Максиму, Даша поздоровалась, когда к нам пришла м/сестра, Милана отняла игрушку у Олеси, Валера ударил Антипа и т. п.). Такие беседы мы проводила, не откладывая на потом;
2) в зависимости от ситуации провожу индивидуальные беседы;
3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ;
4) беседы о родителях цель которых - воспитание культуры поведения по отношению к взрослым (уважение, доброжелательность, вежливость, желания проявлять заботу о них, делать приятное).
Следующая форма работы – игра. Наши ребята играют в «магазин», «больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью». Во время игр я учу детей вежливости, умению проявлять сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.
Также я использую дидактические игры («Что такое хорошо и что такое плохо», «Обидчивый цветок», «Вежливый медвежонок», «Мамины помощники», «Я и мое поведение», «Проводим уборку», «Самостоятельный зайчонок», «Утешим медвежонка»,«Наши чувства и эмоции», «Так и не так» и др.)
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. Я постоянно привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений во время прогулок, в группе. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как дети собирали камушки, а в группе собрали игрушки и красиво расставили книжки.
Работала над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т. п.); вместе с детьми мы ласково встречаем вернувшегося после болезни ребенка, предлагаем помочь упавшему, утешить его; предлагали помочь другим в одевании на прогулку и т. п. ; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.
В родительском уголке родителям предлагались консультации «Умеем ли мы общаться?», «Вежливы ли Вы?», «Нравственное воспитание в семье».
Я считаю, что задачи, поставленные в начале учебного года, в целом выполнены. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в детский сад, прощаются, уходя из детского сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.
Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей будет вестись и в дальнейшем; я буду работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.