Анастасия Жаткина
Нравственное воспитание дошкольников в труде
▼ Скачать + Заказать документы
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и великий К. Д. Ушинский, и А С. Макаренко, и В. А. Сухомлинский.
В процессе трудовой деятельности, взрослые учат детей трудовым навыкам, формируют коллективные взаимоотношения, учат ставить цель и планировать свой труд. А дети, в свою очередь перенимают у взрослых практические формы, способы отношения к труду, учатся добросовестности, честности и другим нравственным
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников в труде» размещена в разделах
качествам
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим сред-ством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходи-мое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культу-ры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.
Труду, как человеческой деятельности, много внимания уделя-лось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Праздность- мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы неза-метными»).
«Воспитание гражданина в труде и через труд определяет его нравственный подход к жизни : жизнь без труда - жизнь паразити-ческая, лишающая человека элементарного достоинства». - писал
К. Д. Ушинский
В тесной связи с собственным трудом детей идет процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитание положительного отношения к человеку - труженику. Для того, чтобы ознакомление с человеком - тружеником стало средством нравственного воспитания и влияло на формирование желания трудиться, необходимо сделать этот образ эмоционально близким ребенку, привлекатель-ным, показать нравственные черты конкретного человека, как доб-рота, ответственность, готовность помочь людям.
В старших группах труд имеет ярче выраженную общественную направленность, а по форме его организации представляется большая возможность ставить детей в ситуации проявления кол-лективистических взаимоотношений. Такие взаимоотношения ре-гулируются нравственными нормами, которые дошкольники не только усваивают, но и учатся применять осознанно, творчески Содержание труда имеет большое значение для воспитания, как личностных качеств, так и положительных коллективных взаимо-отношений. В связи с этим взрослый должен продумать, как обога-тить, усложнить и эмоционально окрасить каждый вид труда.
Чтобы работа по нравственному воспитанию в трудовой дея-тельности была систематической и целенаправленной, нужно учитывать знания, полученные детьми в предыдущих группах, бли-жайшем окружении, месте работы родителей, знакомить с основ-ными предприятиями города, рассказывая о профессиях, проводить совместные с родителями занятия, в которых папы и мамы наших воспитанников рассказывали бы о своих профессиях и домашних заботах
Помимо всех известных форм работы с детьми по нравственному воспитанию в труде, главной является работа с семьей, поэтому нужно привлекать пап и мам к непосредственному участию в труде совместно с детьми.
В заключение хочется привести слова В. А. Сухомлинского:
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товари щества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека»