Светлана Горбатенко
Новый взгляд на работу с родителями в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое
счастье».
В. А. Сухомлинский
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Публикация «Новый взгляд на работу с родителями в современном ДОУ» размещена в разделах
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Сотрудничество – это общения «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество представляет с собой способ организации совместной деятельности.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем МАДОУ решается в трех направлениях:
1) Работа с коллективом МАДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2) Повышением педагогической культуры родителей.
3) Вовлечение родителей в деятельность МАДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи, стоящие перед МАДОУ:
- изучение семей детей (составлен социальный паспорт);
- привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения: посещение и участие в массовых мероприятиях детского сада и открытых НОД в группах;
- просвещение родителей в области педагогики и психологии (лектории для родителей будущих первоклассников, индивидуальные консультации с родителями, индивидуальная работа с детьми)
- изучение семейного опыта воспитания и обучения через различные мероприятия.
При взаимодействии с родителями воспитанников нашего детского сада используются разнообразные (традиционные и нетрадиционные) формы и методы: выставки, совместные музыкальные и спортивные праздники, совместные творческие выставки детей и родителей, интернет ресурсы. Мы предлагаем родителям посещение детского сада во время «Недели открытых дверей». Это позволяет родителям им иметь возможность «прожить» целый день в детском саду вместе со своим ребенком — посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, поиграть с детьми т. д. Совместная деятельность, тесное дружеское общение сближает взрослых и детей, создает положительный эмоциональный комфорт в детском саду.
Ежедневно для родителей размещается информация о достижениях «Чему мы научились», «Короткие новости», «С Днем рождения». Проводятся разнообразные консультации, индивидуальные беседы.
Педагогическое просвещение родителей ведется через такие формы работы как : адресные консультации, деловые игры, брифинги, семинары – практикумы, круглые столы. Информирование родителей о состоянии и перспективах работы МАДОУ в целом, отдельных групп через родительские собрания, родительские конференции.
В нашем детском саду функционируют семейные клубы, где отношения с семьями строятся на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таких клубах людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, все зависит от тематики встречи и запроса родителей.
Большой популярностью среди родителей пользуется «Игровое моделирование». Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.
Еще одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей – родительская газета. Родительская газета помогает сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.