Анастасия Головина
Новогодний проект «Природа России в творчестве великих поэтов» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Новогодний проект»
Тема: «Природа России в творчестве великих поэтов».
(подготовительная группа)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима…
А. С. Пушкин
Актуальность Проект направлен на привлечение родителей воспитанников в педпроцесс воспитания дошкольников в ДОУ в целом и в духовно-нравственный аспект воспитания в частности. Основоположник русской педагогики, Константин Дмитриевич Ушинский, утверждал, что первым учителем и воспитателем для человека является природа, а ребенок, который вырос, не видя лесистых лугов и не любуясь полевыми цветами, несчастен. Мы называем природу «матушка», потому что все мы — такие же ее создания, как растения, звери и птицы. Мы должны познать природу, научиться ее любить и беречь. Природа развивает в человеке такую важнейшую черту личности, как гуманность, поэтому приобщение детей к природе - одна из основных задач взрослых. Это происходит во время прогулок, во время наблюдений за природой, в ходе экспериментально-познавательной и трудовой деятельности. Но одним из самых эмоциональных моментов можно назвать чтение художественной литературы о природе. Ведь так интересно взглянуть на мир глазами писателя, который прочувствовал красоту окружающего мира и его обитателей, так полезно узнать из книги что-то новое об особенностях жизни животных. Такие литературные произведения появились на свет благодаря писателям-натуралистам, которые оставили нам и нашим детям богатое наследие сказок, рассказов и очерков о природе.
Публикация «Новогодний проект „Природа России в творчестве великих поэтов“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Новизна проектной работы и ее практическая значимость обусловлена созданием подборки картин русских художников, посвященных зиме в созвучии со стихами русских поэтов.
Цель: Приобщение воспитанников к картинам природы России через произведения русской классической литературы, фольклора.
Основные задачи проекта :
1. Формировать у детей интерес к художественной литературе, помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
2. Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней, на основе знакомства с произведениями художественной литературы.
3. Развивать умения видеть в живописи целостность сюжета, а не отдельный предмет; чувствовать настроение произведение.
4. Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней, на основе знакомства с произведениями художественной литературы.
5. Познакомиться с творчеством русских поэтов, писавших о зиме.
Методы:
Работа с художественными произведениями (стихотворениями о зиме различных авторов).
Исследование документальных изданий.
Работа с иллюстрациями, фотографиями, репродукциями картин.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Срок проекта : краткосрочный.
Тип проекта : информационно – практический, групповой
Ожидаемые результаты:
У детей : сформирован интерес к произведениям художественной литературы; фольклора.
-сформированы начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-дети учатся практическим действиям по охране природы;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы;
-отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
-у родителей расширятся представления о детской литературе, появится интерес к семейному чтению.
Этапы проекта :
Подготовительный :
1. Разработка цели и задач проекта.
2. Консультация для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой о природе.
«Как стать родителем читающего ребенка?»
«Что и как читать дошкольнику»
«Зачем нужны детские книжки»
3. Чтение потешек на зимнюю тематику.
4. Создать выставку книг по теме «Русская зима в стихах поэтов».
Основной:
1. Составление каталога художественных произведений, в которых воспевается родная зимняя природа :
Фёдор Тютчев «Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…»
Сергей Есенин
«Поет зима – аукает…»
Сергей
А. С. Пушкин Зимний вечер
«Мороз и солнце; день чудесный!
Вот север, тучи нагоняя.»
Афанасий Фет «Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка…»
«Чудная картина.»
Иван Бунин «Белый снег.»
И. Суриков «Белый снег, пушистый
В воздухе кружится…»
«Зима».
И. Никитин «Встреча зимы»
2. Заучивание стихотворения : С. Есенина «Береза».
3. Беседы: «Как красива русская зима!», «Что мы знаем о зиме?», «Что вы ждёте от праздника Новый год?» «Беседа о поведении на Новогоднем утреннике», «О зимней одежде», «О реках зимой»
4. Организация конкурса чтецов произведений русских поэтов.
5. Рисование на темы: «Белая береза», «Зимний лес», «Природа родного края».
6. Рассматривание репродукций к стихам.
7. Дидактические игры: «Путешествие по сказкам», «Назови из какого стихотворения строки», «Найди ошибки», «Подбери цвета для картины», «Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку», «Собери картинку», «Найди пару», «Кому, что нужно?», «Лабиринты», «Чей след?», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно», «Что это за птица», «Какой, какая, какое?», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку», «Укрась елку».
8. Составление рассказа по картине. (описание зимней природы).
9. Наблюдение за небом зимним утром и вечером, отметить какими красками можно было бы их изобразить.
Утренняя гимнастика «Новогодние игрушки», «В гости к ёлочке», «Снежки».
Динамические паузы:
«Под ёлочкой», «Часы», «Отдых наш – физкультминутка», «Белки», «Разминка», «Будем прыгать, и скакать!», «Прыгают зайчата», «Буратино».
Гимнастика после сна
«Мы проснулись», «Кошечка», «Потягушки».
Дыхательная гимнастика
«Снежный ком», «Сердитый ежик», «Подуем на…», «Ножницы», «Трубач», «Снеговик веселится», «Вьюга», «Погрейся», «Вырасти большой».
Гимнастика для глаз
«Елка», «Чудеса», «Глазки», «Ветер», «Снежинки», «Волшебный сон».
Пальчиковая гимнастика
«Мороз», «Ветер северный подул», «Новогодние игрушки», «Елка», «Ножницы», «Замок», «Добро и зло», «Попрошайка», «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка, «В зимнем лесу».
Родителям: Памятка: «Безопасность в Новый год», «Искусство наказывать и прощать», «Учим ребёнка правилам безопасности», «Пиротехника. Опасные игры с огнем», «Безопасность детей во время новогодних праздников». «Праздник без неприятностей», «Новогодняя ёлка», «Правила безопасного «Нового года».
Заключительный:
1. Составление фотоотчёта проведения мероприятий.
2. Выставка альбомов семейного творчества по изучению художественной литературы о природе.
3. Конкурс чтецов произведений русских поэтов о природе среди родителей.
4. Подбор художественной литературы для чтения детям.
5. Творческая выставка детских работ.
6. Новогодний утренник.
Вывод.
В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить зимующих птиц. Дети, очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Дети познакомились с традициями праздника Новый год, а также познакомились с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах. Родителям понравилось участвовать в выставке поделок и рисунков, изготовление кормушек для зимующих птиц. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.
Наша земля прекрасна во все времена года. Но особое очарование, сказочность и таинственность приносит нам белоснежная зима.
Русская красавица-зима – искрящаяся сверкающая – очаровывает и берёт в свой сказочно-снежный плен каждого, кто хоть раз побывал в её холодно-прекрасных владениях. Убаюканная белокрылыми метелями, засыпанная сверкающими пушистыми снегами, сладким сном засыпает природа.
Изучая и сравнивая стихотворения о зиме можно сделать следующие выводы:
Зимняя пора в стихах русских поэтов грациозна и благодушна к спящей природе. Она задумчива и манит великолепием, словно, сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время, как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно, строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием русской поэзии.
Но зима не всегда радостная, она может быть холодной и суровой. Она таит в себе и таинственные, опасные стороны - лютые бури, беспощадный мороз Вероятно, поэтому иногда зимние мотивы в русской поэзии звучат тоскливо и печально. Ведь в описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства. А чувства человека изменчивы, непостоянны.
Уметь находить прекрасное в каждом времени года, также как хорошее в каждом человеке. Ведь у природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку.
И все же каждый из поэтов увидел в зимней природе что-то свое, особенное, дорогое ему. Из этих многочисленных образов складывается образ зимы в русской поэзии.