наталья шамова
Родительское собрание «Нормы речевого развития детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с речевыми нормами детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Научить играть в грамматические игры.
2. Порекомендовать развивающие речевые игры для детей данного возраста;
Публикация «Родительское собрание „Нормы речевого развития детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
3. Обратить внимание родителей на речевые ошибки детей и предложить методы их коррекции.
Оборудование: проектор, презентация «Нормы речевого развития детей 4-5 лет», речевая карта, рекомендуемые игры для речевого развития, методические пособия.
Ход мероприятия:
I. Оргмомент: -Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Наталья Сергеевна Шамова, я логопед, буду работать с вашими детьми на протяжении 3 лет. Сегодня я хотела бы вам рассказать о речевых нормах детей 4-5 лет, а также над чем будем работать на занятиях и дать некоторые рекомендации для развития речи детей.
II. Основная часть:
1. На пятом году жизни у ребенка отмечаются успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть более существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают проявляться притяжательные прилагательные: лисий хвост, заячья избушка). Для закрепления данной темы могу порекомендовать вам игру «Какой? Какая? Какое?» и хочу с вами в нее поиграть. Цель этой игры - образование качественных прилагательных.
* У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный)
* В колбасе много жира. Значит, она какая? (Жирная)
* У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)
* Целый день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый)
* Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый)
* У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (Вкусное)
* На куртке грязь. Значит, куртка какая? (Грязная)
* В яблоке червяк. Значит, оно какое? (Червивое)
*С утра мороз. Значит, утро какое? (Морозное)
Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около др.); появляются собирательные существительные (посуда, мебель, овощи).
Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых и распространенных предложений.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений.
И я вам хочу предложить игру «Ответь одним словом». Цель этой игры – изменить Имя Существительное по падежам. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете на них только определенным словом, которое будет предложено на картинке.
1. Без чего ты не можешь прожить и дня?
2. Что ты ел на завтрак?
3. На чем ты любишь кататься?
4. Чем ты обычно рисуешь?
5. О чем ты видел сегодня сон?
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.
У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. у детей полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «Рь»; отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.
Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего речевого аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребенка удлиняется выдох.
Диагностику я проводила по методике Ольги Игоревны Крупенчук. Она разработала специальную речевую карту. А занятия будут проходить 2 раза в неделю: общеразвивающее занятие по четвергам с 9.35 до 9.55 по методике Смирновой Л. Н. Эта методика включает в себя лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, сенсорное развитие, работу над звуковой стороной речи и физминутки. А индивидуальные занятия по пятницам с 10.00 до 10.30, после обязательных занятий в саду.