Ефременкова Ольга Валерьевна
Семинар-практикум «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических и каллиграфических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических и каллиграфических навыков» (семинар-практикум)
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается так называемое «зеркальное письмо»; ребенок не различает понятия «вправо», «влево», «лист», «страница», «строка»; не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки.
Публикация «Семинар-практикум „Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических и каллиграфических навыков“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Изонить. Техника нитяной графики
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Практика показывает, что движение пальцев рук оказывает и благотворное влияние на речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова, Л. В. Фомина - ученые Института физиологии детей и подростков АПН, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
Для развития у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного мышления, сосредоточенности, мелкой моторики пальцев рук и речи в целом используют - ниткопись.
Ниткопись – это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения. Освоение ниткописи доступно каждому. Положите на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку, слегка прижимая ее пальцем по всей длине. При вертикальном положении листка нитка сохранит свое исходное положение, она не упадет и не сместится. Простота соединения позволяет изменять кривизну нитки на поверхности. Это дает возможность корректировать только часть контура без изменения его изображения, что расширяет возможности преобразования создаваемых образов.
Плюсы данной техники:
• Развитие мелкой моторики;
• Не возможность ошибки, так как можно все исправить;
• Шерсть – успокаивает;
• Развитие фантазии и воображения;
• Многократность использования данного пособия.
Для лучшего восприятия изображения нитка должна быть контрастной по цвету к фону бумаги. Можно использовать нитки разных цветов, разной длины и количества. Многообразие вариантов сочетания ниток будет источником для творческого замысла.
Сначала детям предлагается сделать рисунки по образцу, педагог показывает приемы ниткописи (подражание важный этап развития творчества). После ребенок сам выкладывает и придумывает свою картину.
Ниткопись позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести.
Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия. Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребенок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развивать глазомер, фантазию, воображение, математические способности. Также способствует развитию художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнивать, наблюдать, сопоставлять, обсуждать готовые работы. В процессе работы укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память. Аналитическое восприятие, речь.
Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, цифр, линий, углов, букв и т. д.
Удачным будет использование ниткописи после изученной цифры, фигуры или знака, изобразив их на бархатной бумаге. Нитки можно использовать как условные мерки для измерений, в процессе формирования понятия «множество», сенсорного развития использовали клубочки разного цвета и размера.
При изучении эмоций человека удачно будет изображать лицо человека и его эмоциональное состояние: радость, грусть, печать и т. д. изменяя только губы, глаза и брови.
При изучении глаголов или действий, схемы тела человека: можно изобразить схематично человека в движении: идет, бежит, стоит и др., меняя только положение рук и ног.
Для развития фантазии, воображения и речи – выкладывается замкнутый контур произвольной формы. Пусть ребенок подумает, на что он похож и дополнит его до образа и составит по образу рассказ или сказку.
На занятиях по обучению грамоте дети с удовольствием выложат новую букву, слог, слово или предмет в котором есть заданный звук.
Вариантов работы с ниткописью большое множество и зависит от творчества педагога.
Задания для работ по ниткописи могут быть :
• По зарисовкам после прогулок;
• По образцу, рисунку;
• После чтения сказок, басен, стихов.
Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.
Таким образом, ниткопись и есть тот самый искомый золотой ключик к интенсивному развитию способностей малыша. Ведь при любом двигательном тренинге развиваются не только руки, но и мозг. Особенно мощным средством улучшения работы головного мозга является постоянная тренировка пальцев рук. Сейчас учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.
Практическая часть
-Сейчас я предлагаю Вам стать дошкольниками и послушать небольшой рассказ о мальчике Жене.
Жил в городе Курганинск мальчик Женя. В этом году пошел Женя в школу, в первый класс. И ему задали домашнее задание, с которым одному справиться тяжело. Давайте ему поможем.
Нужно придумать загадки, а отгадки нарисовать ниточками. Вы разделены на 3 команды. Каждая команда придумывает свою загадку, а отгадку рисует ниточкой.
Самостоятельное выполнение задания.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось. Каждая команда загадывает загадку, и в случае правильного ответа соперников, показывает правильный ответ.
Каждая команда озвучивает загадку и после ее отгадывания, показывает изображение отгадки.
-Молодцы, интересные загадки у вас получились. Слушайте рассказ дальше. Пошел как - то раз Женя в школу и по дороге увидел необычного кота. Кот как кот, но вот расцветка у него интересная, шерсть разноцветная: и белая, и серая, и рыжая, и коричневая, и даже желтые пятнышки есть маленькие. Подумал Женя: «Приду домой, обязательно нарисую кота и повешу его портрет на стену». Так и сделал. После школы мальчик пришел домой, но ни карандаша, ни красок не нашел. Зато нашел в маминой коробочке много разноцветных ниток. «Вот ими-то и нарисую я кота», - подумал Женя. Так и сделал.
- А вы, хотите нарисовать кота нитками?
- Давайте попробуем.
Самостоятельное выполнение задания.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Ребенок учится говорить. Кольцова М. М.
2. Тетрадь для подготовки в школу. Колпакова Т.
3. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Бот О. С.
4. Развитие графических навыков письма у дошкольников. Утехина К.