Лучший педагог года

«Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»

Людмила Рылова
«Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»

Всем известно, что дети очень любят рисовать. Это и понятно – ведь изобразительная деятельность является одним из способов самовыражения ребёнка. Чтобы научить малыша рисовать, недостаточно дать ему в руки кисть или карандаш. Важно показать, как с помощью этих средств можно изобразить те или иные явления и предметы. Поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Дети наблюдают за рисунком воспитателя и начинают ему подражать. Но не всё и не всегда получается у них так, как хочется. Иногда даже самая маленькая неудача приводит к тому, что дети боятся выражать свои впечатления через рисунок, страшатся результатов и совсем отказываются рисовать. В такой ситуации большую помощь воспитателю может оказать использование нетрадиционных приёмов рисования. О применении некоторых из них в своей работе я хочу рассказать.

Публикация «„Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников“» размещена в разделах

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как И. А. Лыкова, Г. П. Есафьева, Г. Н. Давыдова, я нашла много интересных идей, поставила перед собой задачи:

-развитие познавательных и творческих способностей детей;

-развитие мелкой моторики;

-развитие воображения;

-воспитание интереса к созданию новых образов;

-формирование у детей технических навыков рисования;

-развитие активности и самостоятельности детей в ИЗО;

-умение создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;

-развитие индивидуальных способностей ребёнка.

Нетрадиционные техники рисования :

Рисование ладошкой и пальчиками

Рисование солью

Рисование мятой бумагой

Рисование на крупе

Печать, оттиск листом

Монотипия

Кляксография

Граттаж

Рисование мыльной пеной

Набрызг

Рисование восковыми мелками +акварель

Пластилинография

Рисование по мокрому фону

Рисование ватными палочками

Тампонирование

Цветные ниточки

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Нетрадиционное рисование- это сказка, которая интересна и детям, и взрослым, для тех, кто уже умеет рисовать, а также для тех, кто хочет научиться рисовать. В процессе обучения рисованию нетрадиционными способами необходима полная свобода, приучая детей к аккуратности, взрослые часто указывают на перепачканные руки, но здесь мы должны быть готовы к тому, что руки ребёнка будут перепачканы краской, а на листе бумаги появятся нелепые цветовые пятна и потёки. Дети учились не бояться испачкаться краской. Во всех нетрадиционных способах обучения рисованию для детей был очень интересен сам процесс рисования. Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Существует много техник нетрадиционного рисования, их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Я знакомлю детей с различными техниками рисования, манипулируя различными материалами.

«Пальчиковая живопись» :

Учимся самостоятельно создавать образ. Предлагаю детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна одним пальчиком. В этой технике мы рисовали : «Гроздь рябины», «Узор на посуде», «Дождик».

«Печать растениями»

Предлагаю детям листья деревьев /или других растений/, намазываем гуашью лист со стороны прожилок и прижимаем ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге, осторожно взяв за черенок, убираем листик. Кистью дорисовываем детали. В этой технике мы рисовали «Бабочку», «Осенние деревья», «Букет в вазе».

«Рисование ватными палочками»

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции /»Цыплёнок», «Одуванчик», «Осеннее дерево»/.

«Кляксография»

Детям предлагается поставить кляксу гуашью или акварелью, используя трубочку для коктейля, «раздувать» цветовое пятно, увидеть образ, дорисовать его элементы/ «Ветви кустарника», «Саксаулы в пустыне»/.

«Тампонирование»

Детям предлагается трафарет, закреплённый на листе бумаги, губка привязанная к палочке. С помощью тампона наносится примакиванием краска, затем трафарет убирается, кистью дополняются мелкие детали.

(«Ай–да коты!»)

Результаты

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствует :

-развитию познавательных и творческих способностей;

-развивает уверенность в своих силах;

-учит детей выражать свой замысел;

-развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;

-развивает мелкую моторику рук;

-развивает воображение и фантазию.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их желание и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.

Нетрадиционных приёмов рисования очень много. Каждый из них по-своему интересен, оригинален, любим детьми, если они им владеют.

Хочется отметить, что их применение в работе с детьми позволяет развить познавательные, художественно-творческие способности, активизировать речевую и мыслительную деятельность детей. Это даёт возможность детям проявлять свою фантазию, воображение, своё видение окружающего мира, помогает проявить свою индивидуальность, поверить в собственные силы.

Считаю, что эту работу необходимо проводить со всеми детьми, ведь каждый ребенок имеет право на развитие своих способностей.

Литература

1. Ашиковы В. и С. «Семицветик», Роспедагент, 1997.

«Страна чудес. Рисование, М, 1998.

«Совместная творческая деятельность педагога и детей в программе «Семицветик», Д/в № 1 - 1999.

2. Борисова Н. «Новый подход в проведении занятий», Д/в № 4 – 1990.

3. Горынина Н. «Рисуйте, что хотите», Обруч № 6 – 1999.

4. Грушина Л. В. «Батик», М, 2000.

5. Доронова Н. «Учите детей рисованию, лепке, аппликации».

6. Колобова Л. «Путешествие по стране Рисовании», Д/в № 4 – 1994.

7. Копцева Т. «Природа и художник», Обруч № 1 – 2000.

8. Нищева Н. В. «Разноцветные сказки», Д-пресс, 2001.

9. Рогаткина Т. «Шишкой, маком, колосочком…», Д/в № 7 – 2000.

10. Трифонова М. «О детском рисунке как форме игры», Д/в № 2 – 1996.

11. Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике», Д/в № 11 – 1995.

«Учите детей рисовать легко и быстро», Д/в № 5 -1995.

12. Юркова Н. «Нет ошибок в рисовании», Обруч № 2 – 1999.

Публикации по теме:

Организационная форма по творческому воспитанию детей в образовательных дошкольных учрежденияхОрганизационная форма по творческому воспитанию детей в образовательных дошкольных учреждениях I.Изобразительная деятельность. Одним из способов развития творчества является изобразительная деятельность, которая играет особую роль.

Поэтапное рисование в детском садуПоэтапное рисование в детском саду В нашей группе активные ребята, эмоциональные, очень любят рисовать. Но как часто случается у малышей, не умеют рисовать что-то конкретное(.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 12:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Рылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД