Елена Пугачева
Нетрадиционные формы рисования в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Каждому взрослому известно, как трудно заинтересовать, удержать внимание маленьких детей, тем более чему-либо обучить.
Публикация «Нетрадиционные формы рисования в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В таких случаях, что может прийти нам на помощь? Конечно же творчество. Но и творчество должно быть особенным, необычным, т. к. каждый ребенок сам по себе уже уникум и индивид. Психологи установили, что нетрадиционное рисование приносит большую пользу детям. Оно помогает развиваться комплексно, смотреть на мир с разных сторон. Нетрадиционное рисование в ДОУ является необязательным занятием, но каждое из них приносит радость и удовольствие, а, самое главное, пользу.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас только с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс как на занятиях, так и просто в совместной деятельности ребенка и взрослого.
1. Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
2. Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
3. Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
4. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
5. Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
6. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
7. И в заключении подробно остановлюсь на технике печати от руки, так называемое «Рисование ладошкой»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
При рисовании ладошками происходит развитие мелкой моторики, сенсорики, цветовоспроизведение. С помощью ладошек можно создать любые абстракции, а чем ребенок взрослее, создавать сюжетные картины. Переворачивая ладошку по-разному: можно дорисовывать разные детали и воплощать любые задумки от небольшой цветочной поляны до огромной пустыни или даже огромной галактики.
В зависимости от возраста ребенка, задумки и идеи усложняются. Информация о предметах увеличивается. Так что нетрадиционное рисование можно сказать дает развитие творчества и ума.
Аналогична рисованию ладошкой техника рисования ступней ноги.
Можно отметить массу положительных моментов в использовании нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста, и все они будут значимыми и весомыми.
• В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность, любознательность.
• Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка.
• Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только сенсорную сферу через восприятие окружающего мира и отображения увиденного на бумаге, но создает огромные возможности исследования свойств предметов (красок, видов бумаги, вспомогательных элементов).
• Веселые и необычные техники рисования создают непринужденную атмосферу взаимодействия взрослых и детей. Ребенок учится и развивается, не замечая этого. Процесс рисования превращается в увлекательную развивающую игру.
• И самое замечательное то, что вне зависимости от художественных способностей ребенка, каждая работа будет уникальна и великолепна. Они могут использоваться в оформлении детского сада и выставляться, чтобы родители гордились своими детьми.
• Нетрадиционные техники рисования развивают чувство инициативы, делают ребенка более самостоятельным и побуждают его стремиться к совершенно нестандартному и творческому отображению своих ощущений. Маленький художник сам мыслит и воплощает свой замысел, превращаясь в творческую личность.
В заключении хотелось бы сказать: я, как педагог, мама двоих детей, считаю, что рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А нетрадиционное рисование, к тому же, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, дает детям только положительные эмоции. Ради этого стоит трудиться и вкладывать свои силы в совместный с малышами труд. Потребуется время и немного терпения, но как гласит народная мудрость - «что посеешь, то и пожнешь».