Перминова Ольга
План-конспект НОД «Неизведанное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект НОД
тема: «Неизведанное рядом» (занимательные опыты).
Старшая группа.
Образовательная область «Познание».
Направление: Познавательно-речевое.
Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, поисково-исследовательская деятельность. Цели: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают; выявить свойства глины; определить свойства снега. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «План-конспект НОД „Неизведанное рядом“» размещена в разделах
Задачи:
образовательные:
Закрепить знания об осени.
Исследовать: лист, грязь, снег. Опытным путем сделать вывод о свойствах неживой природы.
развивающие:
Развивать внимание, пополнять словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл, жилки
воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Методы педагогической деятельности: словесные (беседа, проблемная ситуация, наглядно - демонстрационный, практические.
Приё мы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: подгрупповая.
Оборудование и материал:
1 опыт: мультимедийная техника: телефон. Лупы, микроскоп; кусочек белой ткани, сложенные пополам; деревянный кубик.
2 опыт: сухая и мягкая глина; тарелки с сухой глиной, стаканчики и ложечки, влажные салфетки по кол-ву детей, глиняную статуэтку.
3 опыт: снег, спички, свечку, железную тарелку, зеркало.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении беседы и опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход НОД:
Вос-ль: Здравствуйте дети, здравствуйте коллеги. Меня зовут Ольга Александровна и сегодня на занятии мы будем говорить, о…. (делаю вид, что забыла). Ой я забыла. Дети, а вы случайно мне не подскажите какое время сейчас?
Д: Осень (если затрудняются я им помогу)
В: Конечно осень, спасибо. Вот посмотрите какая красивая Осень к нам пришла в гости. А кто мне и Осени расскажет о особенностях растительного мира осенью? (картинки растения, животные и люди). Спасибо, а кто расскажет нам о особенностях животного мира? Молодцы, ну тогда и о жизни людей осенью, давайте поговорим.
Итак, мы выяснили, что растение…., что животные… и люди….Дети а кто-нибудь из вас уже знаком с месяцами осени? Помогите мне вспомнить.
(Пальчиковая гимнастика)
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают
И детям в школу надо.
В: Обратите внимание на то, что у нас в гостях все 3 месяца осени. Они все хорошие друзья нашей осени. Мне нужен помощник (одеваю шляпу, даю в руки зонт). Сентябрь — начало осени. Давайте посмотрим, что нам принес в подарок этот месяц, открывай зонт (открывает зонт листья падают) открывай шкатулку (шкатулку с листьями).
Посмотрите это листья и это не случайно, потому что в народе сентябрь называют листопадник.
Следующий помощник октябрь, открывай шкатулку (шкатулку с глиной) и это не случайность, потому что в народе его называют –грязник (грязь).
Ноябрь- студень (шкатулку со снегом). Спасибо дети.
В: Ой, дети я же забыла я ведь я лаборант из научной лаборатории и мне срочно надо туда, через минуту. Так, а что мне делать с вами. Понятно (предлагаю отправиться вместе). На чем мы туда доберемся?
Дети:__
А я как доктор наук предлагаю отправиться на машине времени. Представляю вам новейшее изобретение «Кампино Його-йога».
Отправляемся…. Я предлагаю захватить с собой те материалы, которые нам подарила осень, собственно они и будут объектом нашего исследования.
- Так дети мы отправляемся (полет и отправка в лабораторию)Ну вот собственно мы на месте. Коллеги в лаборатории есть свои правила, ….
Одеть форму…. Приступить к работе.
1. Рассматривания листа через микроскоп (Лупу).
Опыт № 1:[/b] Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?»
- Что нам понадобиться для этого эксперимента Приложение2
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта ( Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.
2. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черенок от ветки.
Глазная гимнастика «Как листья опадают»
Лист перемещаем из стороны в сторону, наблюдая за ним затем опускаем лист и дуем на него делая листопад. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
2 Узнаем свойства глины.
Глина растворяется в воде. Вот собственно мы и получили то, что мы можем наблюдать в лужах осенью.
3. Работаем со снегом.
Показать, как тает снег, а вода – испоряется.
В заключении предложить алгоритмы, по которым дети смогут закрепить знания на полученном занятии.
Предлагаю вернуться в детский сад. А на прощание дарю им машину времени.