Вакуленко Елена
«Наша станица». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Наша станица».
(Слайд № 1) Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.
(Слайд № 2) Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, (Слайд № 3) участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.
Публикация «„Наша станица“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
(Слайд № 4) Дети интересуются тем, что их окружают. Наша задача направить их интерес в нужном направлении. (Слайд № 5) Нужно показать детям, всё интересное. Рассказать о прошлом, об истории улиц, домов, судьбах людей.
(Слайд № 6)
Необходимо помочь почувствовать любовь к своей малой Родине, традициям и обычаям. (Слайд № 7)
В последние годы идёт переосмысление сущности духовно - патриотического воспитания, приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
(Слайд № 8) .
История – это не просто красивые рассказы, а целая наука о том, как жили люди. Где жили? Что умели? Во что верили? О чём думали? Что оставили нам в наследство? Впечатления об истории своего народа, любование красотой природы помогают в воспитании у детей патриотизма. (Слайд № 9)
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования и социальной политики. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края, станицы.
Потребность.
1. Обеспечить подрастающее поколение знаниями базовых основ национальной культуры и сформировать мотивацию к саморазвитию, пополняя детский кругозор, углублять представление об окружающем мире.
2. Посредством образовательной деятельности дошкольников научить понимать значение государственных символов (Герба, Флага, Гимна) России, роль и значимость в жизни каждого гражданина РФ.
3. Воспитывать устойчивый интерес эстетической выразительности: памятники архитектуры, музеи, выставочные залы, парки, скверы, транспорт, спорт, профессии людей, культурно – просветительские учреждения и т. д.
4. Формировать чувство любви к своей земле, где ты родился, уважать национальные традиции.
Уже во II младшей группе учим детей называть родную станицу. (Слайд № 10) Побуждаем детей рассказывать о том, где они провели выходные дни. В дни праздников обращаем внимание детей на красочное оформление зала, воспитываем чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
В средней группе продолжаем воспитывать любовь к родной станице : (Слайд № 11) знакомим с названиями улиц, на которых живут дети, рассказываем о самых красивых местах родной станицы, ее достопримечательностях.
В старшей группе знакомим с народными праздниками, культуре. (Слайд № 12) Знакомим с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна, гербом станицы.
В подготовительной к школе группе расширяем, уточняем представления о родной станице. Закрепляем знания о флаге, гербе и гимне станицы. (Слайд № 13) Расширяем представления детей об истории образования станицы. Продолжаем расширять знания детей о праздниках, местных обычаях. Рассказываем о замечательных земляках. Приобщаем детей к истокам народной культуры.
(Слайд № 14)Наблюдая за детьми, отметили, что они с любопытством рассматривают фотографии о родной станице, открытки о Краснодарском крае, с огромным удовольствием присутствуют на станичных праздниках, делятся впечатлениями. (Слайд № 15)Но, беседуя с ними, убедились в том, что дети очень мало знают об истории родной станицы. Поэтому был составлен перспективный план: «Ознакомление со станицей». (Слайд № 16) При составлении плана опирались на разработанную в 2009 году авторскую программу «Люби и знай свой край». Составляя план и проводя работу по знакомству с малой Родиной выполняли следующие задачи.
(Слайд № 17) - Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своей семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну;
(Слайд № 18) - формировать представление о героизме;
- систематизировать и закреплять знания детей о своей станице;
- воспитать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России, родного края; познакомить с гербом станицы;
- познакомить с местными достопримечательностями, воспитывать чувство гордости за культурное наследие и бережное отношение к нему;
(Слайд № 19) - углублять знания о роде деятельности знаменитых петровчан (герои ВОВ, поэты и писатели, воспитывать патриотизм и гражданские чувства.
Петровская – это станица, в которой мы родились, либо живем. Это улица, на которой стоит наш дом, это знаменитые люди - земляки, это родная природа, это местные достопримечательности, (Слайд № 20)которыми мы должны гордиться и передать это детям. Материал собирали в библиотеке, музее, газетах, в архивных данных, что-то приносили нам родители.
(Слайд № 21) Методика ознакомления детей с родной станицей разнообразна : это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т. е. наблюдения, прогулки, экскурсии, демонстрация иллюстративного материала - фото, открытки, кино и диафильмы, презентации, широкое использование художественных произведений и беседы во время прогулок и рассказы воспитателя об истории станицы и его людях.
Учитывали то, что нужно связывать свою работу с окружающей жизнью и теми ближайшими объектами, которые окружают ребёнка. Чтобы познакомить детей с героическим прошлым Петровчан (Слайд № 22) была проведена экскурсия к Вечному огню, (Слайд № 23) подготовили материал к 70-летию Победы: «Мы вами гордимся, Мы помним о вас!» (Слайд № 24) прошли по улице имени П. Кузуба, к зданию СОШ № 29,где установлен бюст жителя станицы Петровской Кузуба Павла Степановича – Героя Советского Союза, повторившего подвиг Александра Матросова, закрывшего своим телом пулемётную амбразуру. (Слайд № 25) Неоднократно была рассмотрена «Книга памяти», в которой отмечены наши земляки, погибшие в локальных войнах: А. Голосовский, А. Гаврилов /мать которого работает в нашем детском саду/, Ю. Гордеев/, посещавший наш детский сад/,т. е. знакомим не только с тем, что происходило когда-то, но и с теми, кто живёт рядом, кого мы знаем. (Слайд № 26) Знакомили с произведениями петровских поэтов: И. В. Бережного (работавшего в школах №31 и № 29 завучем 11 лет и директором 20 лет) «Зима», «Сижу я у окна и смотрю на улицу», «Станицу Петровскую я никогда не забуду», «Люблю я лето золотое», В. Г. Дорошенко (бывшего работника правоохранительных органов) «Кубань, ты действительно мать», «Станичники», «Вот бережок кубанский», что позволило сделать знания детей более точными, а чувства- более глубокими.
(Слайд № 27) Для лучшего ознакомления детей со станицей в нашей группе есть специальный уголок, оснащённый иллюстрациями, фотографиями, предметами утвари, одеждой. В детском саду проводятся праздники, посвященные Кубани, занятия. В повседневной жизни используются народные игры, (Слайд№ 28) проводятся беседы о христианских праздниках.
. (Слайд № 29) Знакомя детей с родной станицей, старались не упустить из виду и знакомство с ериком. Обращали внимание на богатую пышную растительность. Проведены экскурсии в парк, беседа «Птицы, живущие рядом с нами»,
(Слайд № 30) Воспитанию нравственных чувств способствует рассматривание книг, иллюстраций. Во время экскурсий, наблюдений, раскрывая детям красоту и богатство родного края, старались подчеркнуть, что самое главное наше богатство самая большая ценность и гордость - люди. (Слайд № 31) Именно их руками и умом создается уют малой родины. Чтобы познакомить детей с трудовыми достижениями наблюдали за работой на полях в разное время года, беседовали: «О хлебе», «О тех, кто нас кормит», «Город-село», беседа о кубанской кухне, о труде строителей, рассматривали иллюстрации, презентации.
(Слайд № 32) Любить свой край - это значит любить и родную природу, бережно к ней относиться.
(Слайд № 33) В результате всей этой работы дети стали более наблюдательными, любознательными. Экскурсии и наблюдения способствовали расширению и углублению знаний дошкольников о родном крае и его тружениках, воспитанию уважение к труду взрослых. Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа не только систематизировала знания детей, но и способствовала воспитанию у них уважения к людям труда, любви к родной станице.
(Слайд № 34) «Мы любим край, где родились и выросли, край, где живем и трудимся. Давайте же эту любовь мы донесем до сердец наших детей, мы с ранних лет научим любить край и восхищаться нашими необъятными полями, быстрыми реками, морями, многообразием растительности, животной среды».
(Слайд № 35) Спасибо за внимание!