Кравцова Мария
Народная игра — средство формирования социально-нравственной культуры дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема формирования социально – нравственной культуры подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым. В этом сложном процессе многое зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать свои потенциальные возможности.
Публикация «Народная игра — средство формирования социально-нравственной культуры дошкольника» размещена в разделах
Дошкольное детство – это начала познания жизни, человеческих взаимоотношений,время начала формирования ребенка как личности, становление его характера. Развития творческого и духовного потенциала.
Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Задачей социально – нравственного развития ребенка является: формирование стремления выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства каждого человека. Игра – это школа воспоминания, в которой существуют свои «учебные предметы». От взрослых зависит, в какие игры играют дети, а значит, какими они вырастут. С помощью игры ребенок имеет возможность развивать в себе те или иные качества, получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.
Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. «Игра – есть высшая ступень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего. Игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни. Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее».
В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать во взаимоотношения.
Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений ко взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к общению.
Народная игра, как ни одна другая форма времяпрепровождения, дает важные навыки социализации.
Русские народные игры имеют давнее историческое происхождение. Они отражают быт, культуру народа, его трудовую деятельность и окружающую природу. Эти игры просты и доступны по своему содержанию. Они удовлетворят потребность детей в общении.
Наиболее эффективны в работе по формированию социально – нравственной культуры народные календарные игры. Потому что в них заключена информация, дающая представление о жизни наших предков – быт, труд, мировоззрение, опыт социальных взаимоотношений.
Народные игры сопровождаются считалками, потешками, запевалками. А значит, помогают практическому овладению формой и значением слов, словосочетаний, обращений.
Известный педагог Г. Н. Волков говорит о большом значении народных игр для всестороннего развития детей. Он подчеркивает, что народная игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В свою очередь общение со сверстниками, взрослыми является основой для развития успешной творческой личности с социально – нравственными качествами.
С педагогической точки зрения народные игры решают сразу несколько задач: воспитывается любовь к Отечеству, уважение к предкам, развиваются познавательные способности, мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляется произвольная память и внимание, тренируется воля, нравственные качества.
Важнейшим условием для успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников – это глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, прежде всего педагогом, родителями и детьми.
Народная игра – важнейшая школа жизни, она всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению ребенка в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане. Игра помогала ребенку ощутить себя частью большого целого – народа, воспитывала, учила, развивала.
Народная игра представляет собой неотъемлемую часть народной педагогики этноса, обладающую культурно – исторической и социально – педагогической ценностью и требующую ввиду своей самобытности особого рассмотрения, а также специфических методик практического использования в воспитании и развитии личности в современных условиях. Являясь феноменом народной культуры, народная игра служит важным средством приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект социально – нравственного воспитания.
Народная игра позволяет обеспечить функцию переноса содержания и форм нравственного поведения ребенка из игры в реальную жизнь, в конкретные обстоятельства его социального бытия, закрепить устойчивые навыки специально ценного поведения и отношений.
Таким образом, использование народной игры в работе с детьми дает положительные результаты:
- дети становятся активными участниками детского коллектива;
- избегают конфликтных ситуаций;
- адекватно оценивать не только свои поступки, но и других детей;
- проявляют уважение к окружающим их людям.
Народная игра – это источник активного познания дошкольником премудростей жизни, добра, чести, порядочности, любви и долга, развитие силы, ловкости, выносливости; фундамент нравственности, патриотизма. В игре развивается личность.