Анжелика Турулина
«Наркотики — игра со смертью». Занятие по профилактике химической зависимости для подростков
Цели:
- выявление и активизация знаний по теме зависимостей;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; изменение ценностного отношения подростков к наркотикам и формирование антинаркотических установок;
- сдерживание вовлечения подростков в прием наркотических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование личной ответственности за своё поведение.
Публикация «„Наркотики — игра со смертью“, Занятие по профилактике химической зависимости для подростков» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
При проведении занятия используются следующие методы: групповая дискуссия, ролевые ситуации, игры и упражнения.
Ход занятия:
1. Ознакомление несовершеннолетних с новой информацией. Рассказ специалистов (психолога, специалиста по работе с семьей) : мифы о наркотиках и реальность; статистика употребления наркотиков; опасности и последствия употребления наркотиков.
2. Упражнение 1.
Инструкция группе: «Оглядитесь вокруг. Почему люди, знающие об опасности наркотиков, алкоголя, табака, испытывающие на себе их разрушительное действие, всё же продолжают ими увлекаться?» Вместе с ребятами составляется список причин:
- желание соответствовать определенному образу жизни (реклама по ТВ. К подростковому возрасту ребенок видит по ТВ в среднем 75000 сцен, в которых фигурируют выпивка, принятие наркотиков и курение);
- подражание родителям;
- желание, чтобы тебя считали взрослым;
- для избавления от наболевших проблем;
- для ослабления самоконтроля, чтобы расслабиться;
- чтобы отважиться на общение;
- для «военных историй», которые сводятся к тому, как герой сломался, в каком состоянии очухался, куда попал и как он ничего не помнит и т. д.
Вопросы для обсуждения:
- Что лежит в основе этих причин?
- Что случается с человеком, если его потребности не удовлетворены (хочу, но не могу?
В ходе обсуждения подвести участников к пониманию того, что в основе причин, ведущих к зависимостям, лежат желания людей, которые они не могут удовлетворить. Человек избирает в качестве выхода из этой ситуации – уход от действительности в зависимость, а неудовлетворенная потребность при этом не исчезает. И пока человек не поймет этого и не будет искать способы удовлетворения «замороженной потребности», он будет в плену у зависимости.
3. Упражнение 2. Игровые ситуации «Умеешь ли ты отказать?»
Группа делится на команды по 3 - 4 человека. Инструкция: «Теперь мы на практике узнаем, способны ли мы противостоять опасности. Каждая команда в течение 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план противостояния может составить команда, а выступать кто-то один)».
Подвести участников к следующей идее:
«Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя «хорошими», только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.
Надо уметь сказать «НЕТ!» Способы отказа могут быть разными, но главное, чтобы окружающие почувствовали решительность и вашу веру в то, что вы произносите в данной ситуации!»
4. Упражнение 3 («мозговой штурм»)
Инструкция группе:
1) «Перечислить жизненные цели, которые определяют себе люди, не имеющие зависимостей» (карточки красного цвета).
2) «Перечислить, к какому результату может подойти человек, имеющий зависимость?» (карточки черного цвета).
Обсуждение с группой. Подведение итогов занятия.