Галина Медведева
«Нам играть совсем не лень». Организация работы с родителями в течение учебного года в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому воспитатели строят свою работу с дошкольниками на основе игры. Каждый педагог осознаёт важность игры в развитии дошкольника. Большинство родителей же отдают предпочтение образовательному процессу, считая игру только лишь забавой. Как изменить их мнение об этой важнейшей составляющей дошкольного детства? Как помочь им научиться играть с детьми?
Публикация «„Нам играть совсем не лень“, Организация работы с родителями в течение учебного года в средней группе» размещена в разделах
Известно, что все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными. Использование занимательных игр помогает избежать утомляемости у детей и повысить интерес к выполнению тех или иных заданий.
Особенности родительского подхода к вопросам обучения и наши опасения за правильное развитие детей привели к поиску и использованию разных форм работы с родителями, которые помогли бы полнее раскрыться творческим способностям каждого ребенка, способствовали развитию инициативы. Данная деятельность предполагает организацию работы с родителями в течение учебного года в средней группе.
Форма проведения Цель Срок
Анкетирование : «Нужна ли игра ребенку и зачем?»
Игровой практикум: «Игра и игрушки» Выявить суждения родителей по
проблеме игрового взаимодействия
Создание условий для расширения
знаний родителей о значении игрушки, ее роли в игре ребенка, вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек. сентябрь
«Памятка для родителей» Приблизить родителей к пониманию важности игры в структуре деятельности детей. октябрь
Мастер-класс: «Что стоит на одной ножке?» Создание благоприятного
психоэмоционального климата в
семье путем формирования положительных установок детско-
родительских отношений. ноябрь
Презентация «Игралочки»
(игры с детьми дома) Трансформация положительного опыта по организации игр с детьми дома ноябрь
Родительское собрание
(дискуссия): «Играть с детьми? Играть!» Расширить представления родителей о значении игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи. декабрь
Копилка: «Играйте с детьми: вместе, дружно»
Повысить компетентность родителей в вопросе игровой деятельности детей средствами дидактических и коммуникативных игр. январь
Традиция: «Любимыйгость»
Активизировать совместные игры детей и родителей февраль
КВН - игра для родителей:
«Я играю целый день, мнеиграть совсем не лень»
Повысить уровень педагогическойкультуры родителей апрель
Беседа: «Дачные забавы» Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных игр в летний период Май
«Памятка для родителей»
Никто не отрицает того, что быть родителем - это труд нелегкий. И играть с ребенком тоже не всегда легко. И все-таки, играя с ребенком, постарайтесь запомнить несколько нехитрых правил, которые позволят и вам и вашему ребенку получить удовольствие от игры.
Первое правило. Не будьте «занудами».
Никогда не забывайте об обязательных составляющих любой хорошей игры: это увлекательность, ненавязчивость, занимательность. Никаких лекций, никакой критики! Стоит вам хоть раз нарушить это правило, и желание ребенка играть с вами, получать новые знания, умения и навыки, что говориться, «уйдет в негатив», и пройдет немало времени, прежде чем ребенок захочет вернуться к тому, из-за чего мама или папа так его ругали и критиковали, а еще из-за своей нелепой «педагогики» вы можете сформировать у своего ребенка заниженную самооценку.
Правило второе. Не ждите быстрых результатов.
Это правило, мы настойчиво советуем неукоснительно соблюдать всем взрослым: не ждите от малыша быстрых результатов. Если хотите, чтобы ваш ребенок был умным, сообразительным, активным и счастливым, наконец, забудьте о результатах. Тогда вам будет жить легче, а ваш ребенок будет охотнее воспитывать все то, чему вы хотите его научить. Минуты и часы проведенные вместе с ребенком, радость его крохотных, с вашей точки зрения, открытий и достижений - разве не для этого мы не устаем придумывать для детей всевозможные затеи?
Правило третье. Подсказывайте с умом.
Никогда не стоит помогать ребенку в том, с чем он справиться сам. Если вы будете постоянно предлагать ребенку готовые решения задач, это не сделает его более развитым. Наоборот ребенок утратит свою активность и, столкнувшись с проблемой в игре, будет ждать момент, когда вы все сделаете и решите за него.
Мастер - класс
«Что стоит на одной НОЖКЕ?»
Практическая часть.
Для работы понадобиться следующие материалы:
три-пять листов бумаги альбомного формата;
маленький кусочек фольги;
две палочки от воздушного шарика, гладилка, скотч.
Изготовляем штырек (стержень, палочку)
Плотно накрутим лист бумаги на палочку от воздушного шарика. Выбираем конец бумажной трубочки, который будем считать верхним, и закрепим кончик скотчем - чтобы трубочка не раскручивалась.
Изготовляем диск (кольцо, юбочку)
Возьмем другой лист бумаги и накрутим его на другую палочку от воздушного шарика. Закрепим один кончик скотчем, вытащим палочку. Затем расплющим получившуюся трубочку (для этого можно использовать маленький деревянный кубик, короткую линейку или даже ноготь). Расплющенная трубочка должна превратиться в диск.
Намечаем на трубочке - стержне место для диска. (Можно отметить место фломастером.)
Начинаем наматывать расплющенную трубочку на палочку -стержень. (Трубочка от воздушного шара пока внутри стержня и не позволяет ему сильно деформироваться) Наматывать нужно плотно. Одной расплющенной трубочки для изготовления диска мало.
Две - это необходимый минимум. А лучше использовать три-четыре заготовки. Каждая последующая трубочка приклеивается к предыдущей.
Завершающий этап работы.
После того как диск готов, осторожно вынимаем палочку из стержня. Из фольги скатываем шарик такого размера, чтобы он туго входил в нижний конец трубочки. Это будущая опора волчка.
В целом волчок готов. Можно попробовать его запустить.
При желании можно «раскрасить» волчок с помощью цветочного скотча. Дисками самодельных волчков могут служить старые компьютерные диски, круглые консервные крышки, кольца от пирамидки и от лыжных
палок.
У консервной крышки обрабатывают края и насаживают ее на резьбовую шпильку с двумя гайками.
Кольца от лыжных палок хорошо «усаживаются» на палочки от игры в кольцеброс.
Вырезанное из фанеры деревянное кольцо можно насадить на карандаш с не очень остро заточенным носиком. Такой волчок во время движения может рисовать по бумаге.
Можно превратить в волчок маньчжурский орех, природный кончик у него имеется.
Родительское собрание (дискуссия)
«Играть с детьми? Играть!»
Цель
Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
Заинтересовать проблемой; ю приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
Форма проведения: Дискуссия.
Ход собрания.
Воспитатель. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве? (Предлагает перечислить игры.)
Воспитатель. Многие из родителей отметили роль игры в развитии детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это "школа", "детский сад", "больница", "куклы", "война" и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.
Вопрос родителей. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные "деньги", перекладывает их с места на место. Разве это помогает ее развитию?
Воспитатель. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
Вопросы родителям.
В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?
(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.)
Воспитатель.
В игре ребёнок обучается:
Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.
Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
Осознать своё реальное место среди других людей.
Уважать себя и верить в себя.
Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых
Закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
Ситуация для анализа.
На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.
Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: Не-е-е. Я их сейчас расстреляю! Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.
Атак, ни за что. Я разбойник! Сейчас совершу на них, налёт! В голосе недружелюбные нотки.
Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.
Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например.
А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
Вопросы родителям.
1. Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
2. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
Воспитатель.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Мнение родителей.
На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.
Вопросы родителям.
Есть ли другие точки зрения о значении детской игры? (Желающим предлагается высказаться.)
Воспитатель.
Значение игры порой недооценивается. Современные исследования показали, что оперирование предметами- заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю": машины едут.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передачу.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.
Ситуация для анализа.
Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:
• Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить. Ира возразила:
• Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
• И пить вино это плохо, добавляет Женя.
• Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает. убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Вопросы родителям.
Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
Почему, по вашему мнению, она сложилась?
Вопрос родителей.
Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?
Вопросы родителям.
Почему ребёнок не хочет играть один?
Как обучить ребёнка умению играть?
Воспитатель.
Ребенок 4-5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 4-5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т.
«Играйте вместе с детьми»
(дидактические и коммуникативные игры)
Игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на детских домашних праздниках.
Настроение
В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например, веселый - грустный, добрый - злой.
Угадай-ка,
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой- либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т. д.). Названия изображаемых предметов можно написать на отдельных карточках и доставать из чудо-мешочка. Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений» как у себя, так и научиться понимать их у других людей.
Спичечный узор
Нужно взять три спички (или 4-5, бросить их на стол, запомнить узор и вместе с ребенком постараться выложить такой же, но первый предварительно прикрыть листом бумаги.
Игра развивает произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и взаимодействие между родителем и ребенком.
Скажи другому комплимент
Участники высказывают комплименты о характере, внешности, способностях и других качествах друга.
Развитие координации движений
За ручей по камешкам
Играть можно как на улице, так и в комнате. В первом случае камешки заменяются рисунками на песке, на земле или мелом на асфальте. В помещении камешками могут служить как плоские, так и объемные устойчивые предметы. Главное, чтобы наступая на них, ребенок не поскользнулся и не упал.
Заячьи потешки
Для этой игры нужна толстая веревка или обычные прыгалки. Водящий, взяв веревку (прыгалки) за один конец, описывает большой круг низко, у самого пола. Задача ребенка - перепрыгнуть через веревку в тот момент, когда она к нему приблизится. Играть можно вдвоем или небольшой компанией. Вращаем веревку с разной скоростью и на различной высоте. Высота или скорость вращения задаются с таким расчетом, чтобы каждый из участников мог ощутить ситуацию успеха - достичь его и гордиться своим достижением.
Развитие внимания
Хлопушки
называете ребенку различные слова. Это должны быть существительные в именительном падеже единственного числа. Например, слова, которые обозначают животных. Ребенок по договоренности должен реагировать на определенные слова - не хлопать (или, наоборот, хлопать, когда их услышит.
Если ребенок ошибается, нужно повторить задание. Если ему все-таки не удается достичь успеха, перечисляйте слова, делая между ними большие интервалы.
Ушкu на макушку
Вы, конечно, знаете наизусть любимый стихотворный репертуар своего ребенка и даже гостей, которые приходят к нему поиграть. Иногда после таких посещений можно подумать, что через вашу квартиру прошла как минимум конница Чингиз-хана. Вот хорошо бы занять ребятню, поиграть с ними.
Вы читаете одно из известных детям стихотворений, заменяя в нем одно-два слова, чтобы рифма не пострадала. Начнем с самого простого:
Наша Таня громко скачет,
Уронила в речку мячик.
Мой зеленый звонкий мяч,
Ты куда помчался в скачъ?
В общем, материал для этой полезной игры вам подскажет и ребенок, который с удовольствием поменяется с вами ролями в этой игре.
Совершенствование памяти, способности к произвольному запоминанию.
Положил в мешочек.
Взрослый начинает игру словами: «Я положил в мешочек яблоко». Он передает мешочек другому игроку. Тот повторяет сказанное и добавляет от себя название предмета, которым он дополнил содержимое мешочка: «Я положил в мешочек яблоко и банан». И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, не сдерживая фантазию ребенка. Тогда возникают курьезные ситуации. Ведь не запрещено в мешочек, где уже «лежат» огурец, медведь и конфета, добавить ракету и луну. Подобные ситуации вызывают смех у детей и повышают интерес к игре.
В этой игре никто не побеждает, никто не выбывает и не проигрывает. Важно, что у детей формируется память, совершенствуется способность к произвольному запоминанию и они получают удовольствие от игры и общения со взрослыми.
Зоркий глаз
Место для игры годится любое: уголок двора, комната, автобус, в котором предстоит проехать 15-20 минут. Число участников тоже любое. И задания можно бесконечно разнообразить. Суть их одна и та же: ребенок должен заметить и запомнить какие-то перемены. Например, один из участников отворачивается и быстро меняет что-нибудь в своей внешности: развязывает ленточку на косичке или переодевает часы (колечко) с одной руки на другую. Зоркий глаз заметит перемену и сможет рассказать о ней. Пусть не с первого раза, но зато сколько радости доставит ребенку успех: он стал внимательнее, научился лучше запоминать. А это значит, что он уже не малыш, как прежде.
Традиция
«Любимый гость»
Цель: активизировать совместные игры детей и родителей
Задачи:
Доставить детям радость от совместных игр с родителями в группе
Расширить педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх
Познакомить родителей с играми и объединить их в единое сообщество
Цикличность: 1 раз в квартал
Алгоритм проведения встречи:
Подготовка игровой среды к встрече родителей.
Экскурсия по группе с представлением предметной среды.
Совместные игры с детьми (подвижные, ролевые,
речевые).
Обсуждение проведенных игр.
Оформление фотовыставки.