Элла Альбертовна Чухонцева
Наглядное пособие музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
"Наглядное пособие музыкально - дидактических игр. "
Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желание участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты.
Публикация «Наглядное пособие музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Игра "Определи настроение"
Игровой материал: В данной игре используется веер с наклеенными смайликами и различным выражением оттенков настроения: грустный, веселый, удивленный, испуганный, злой.
Ход игры: Комплекты карточек раздаются пот количеству участников игры. После определения характера музыкального отрывка, дети показывают соответствующие карточки, далее предлагается детям помощью мимики и жестов выразить настроение прослушанного произведения.
Игра «Музыкальная лесенка»
Цель: Учить слышать направление движения музыки, показывать его жестом руки и на музыкальной лесенке.
Игровой материал: В игре используется музыкальная лесенка с разноцветными ступеньками - трех, пяти и семи (сделана из спичечных коробков, обклеенных цветной бумагой, металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.
Ход игры: Ведущий исполняет простую мелодию на любом инструменте (фортепиано, металлофон, ксилофон, диатонические колокольчики). Дети определяют движение мелодии вверх, вниз или постукивают на одной ступеньки в соответствии с мелодией.
Игра «Музыкальный домик», «Музыкальные загадки», «Угадай инструмент», «Угадай, на чём играю», «Оркестр» и другие.
Цель: развивать тембровый слух, расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название)
Игровой материал. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов, с которыми дети уже знакомы с предыдущих музыкальных занятий.
Ход игры: За ширмой располагаются музыкальные инструменты (ложки, тарелки, бубен, металлофон, свистулька, барабан, триола, дудочка, колокольчик и др.). Воспитатель выбирает музыкальный инструмент и проигрывает знакомую мелодию, по тембру звучания дети определяют инструмент.
Игра «Сколько нас поёт»
Цель: развивать у детей память и музыкальный слух
Игровой материал : Карточки с матрешками по 1, 2, 3 на каждой.
Игровой материал. Три карточки с изображением матрешек (на первой одна матрешка, на второй двое, на третьей трое,
Ход игры:
Музыкальный руководитель играет на инструменте один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих матрешек, в соответствии с количеством звуков. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.
Игра «Весело - грустно»
Цель. Развивать у детей представление о характере музыки (веселая – грустная).
Дидактическое пособие: Карточка, с изображением веселого клоуна и
грустного. Отдельные карточки с изображением веселого и грустного человечка.
Ход игры: Дети слушают пьесу веселого, потом грустного
характера и с помощью пособия определяют характер музыки (показывая, соответствующее изображение на одном из квадратов карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, объясняют свои действия.
Подходит для слушания пьеса Д. Кабалевского «Клоуны»
Игра «Определи по ритму».
Цель: развивать чувства ритма и ритмической памяти.
Игровой материал : карточки с разными по величине полосками (высокие – это длинные звуки, а низкие – короткие звуки).
- попевка "Андрей - Воробей"
Попевки "Петушок", "Василек", На лыжах" и т. д.
Ход игры: Детям показывают карточки, дети, изучая их, прохлопывают ритм, а потом вспоминают название попевки. Игра проводится на основе попевок, прибауток с использованием музыкальных инструментов.
Игра «Колокольчики»
Цель: развивать умение детей различать силу звучания и динамические звучания в музыке.
Игровой материал: карточки с нарисованными колокольчиками (1, 2, 3) и наборы колокольчиков разной величины.
Ход игры: 1 вариант: Воспитатель играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети, слушая силу звучания инструмента, поднимают колокольчики, в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.
2 вариант: Слушая динамическое звучания колокольчиков, два или три, дети поднимают соответствующие карточки.
Игра "Солнышко и дождик"
Цель: Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.
Игровой материал: Карточки с изображением солнышка и тучки.
Ход игры: 1 вариант: Дети, слушая музыку, поднимают соответствующую характеру музыке карточку. Если веселая музыка – солнышко, часто звучащая одна нота – капельки.
2 вариант: Подвижная игра «Солнышко и дождь» Воспитатель поднимает карточку солнышка, дети танцуют и веселятся. Карточка с изображением тучки, дети бегут под зонтик к воспитателю.
Большое значение имеет возраст детей, для которых предназначена та или иная игра.
Музыкально-дидактические игры и пособия способствуют в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях