Алена Юркова
Детско-родительский тренинг «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаясь подготовкой ребенка к школе, родители, как правило, ориентированы на развитие у него таких умений и навыков, как чтение, счёт, письмо. При этом роль познавательных процессов недооценивается. Как следствие, уже в первом классе основные жалобы, которые слышат педагоги- от учителей и родителей учащихся – на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей. В большей степени к школьным трудностям не подготовлена семья. Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу? Что надо делать сегодня, чтобы обеспечить успешность адаптации к учебной деятельности? Многие родители испытывают затруднение в решении этих вопросов. Поэтому особенно важно организовать совместные детско-родительские встречи, в ходе которых обучить их специальным упражнениям и играм, которые могут способствовать подготовке к школе. Я хочу поделиться с описанием одной из встреч может кому нибудь пригодиться. На базе нашего детского сада я уже провожу эти встречи.
Публикация «Детско-родительский тренинг „На пороге школы“» размещена в разделах
ВСТРЕЧА
Задачи:
1. Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения детей и родителей.
2. Формирование у детей позитивного восприятия окружающих, заинтересованности в достижении цели.
3. Развитие представлений об окружающем мире, о школьных принадлежностях.
4. Формирование умения выстраивать логические цепочки из названий предметов, объединенных общим признаком.
5. Развитие зрительного внимания, концентрации внимания. [/b]
Материалы: листы бумаги 10х15 желтого, голубого и зеленого цвета; предметные картинки на каждого ребёнка.
Ход встречи
1. Игра-приветствие «Здравствуйте»
Слово педагога-психолога: Давайте возьмёмся все за руки и произнесём слово «Здравствуйте» сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко…
Во время наших встреч мы с вами будем путешествовать по Стране знаний, будем учиться думать и быть внимательными. Для начала нужно настроиться. Закройте глаза и взрослые, и дети, расслабьтесь… Представьте свой мозг… Он похож на мяч, серый, покрытый бороздами, которые называют извилинами. Ваш мозг начинает просыпаться, наполняется энергией, он готов работать.
Давайте проверим, настроился ли ваш мозг на работу…
2. Игра «Обобщающие слова»
Инструкция. Педагог-психолог называет группы слов, к которым участники должны подобрать обобщающие слова:
- Вера, Надежда, Елена, Лиза;
- январь, март, июль, август;
- понедельник, среда, пятница, воскресенье;
- стол, диван, кресло, кровать;
- волк, ёж, медведь, лиса;
- берёза, тополь, липа, клён;
- голубь, воробей, синица, дятел;
- корова, коза, лошадь, собака;
- ручка, тетрадь, учебник, линейка;
- сапоги, туфли, ботинки, кроссовки.
3. Игра «Летает – не летает»
Инструкция. Педагог-психолог перечисляет животных и различные пред-меты. Задача участников: если он называет предмет, который летает, развести руки в стороны, словно крылья; если называется предмет, который не летает – присесть.
4. Упражнение «Угадай звук»
Проводится за столами.
Инструкция педагога-психолога: В мире нас окружает огромное количество звуков. Звуки находятся вначале, середине и в конце слова. Перед вами лежат картинки (рис. 1). Вам необходимо найти среди них те, где звук «р» стоит в начале, середине, конце, вырезать их и наклеить следующим образом: если звук в начале слова – картинка наклеивается на желтый лист; если в середине – на зеленый; в конце – на голубой.
Примечание. По мере необходимости взрослые помогают детям выполнить задание.
Рис. 1.
5. Упражнение «Будь внимательным»
Инструкция. Участникам предлагается рассмотреть изображенное в таблице (рис. 2). После того как педагог-психолог её закроет, дети должны вспомнить, что видели, и в своих таблицах (рис. 3) обвести те картинки, которых изначально не было.
6. Упражнение «Урок и перемена»
Инструкция педагога-психолога: Скажите, а в школе есть перемены? А зачем они нужны? Посмотрите внимательно на рисунки перед вами (рис. 4). В верхней части листа изображены урок и перемена: урок – идёт дольше – это длинная полоска, перемена меньше – короткая полоска; в середине урок - короткая полоска, перемена – длинная; в нижней части листа урок и перемена изображены одинаковыми по длине полосками, т. е. они по времени идут одинаково. Сделайте свой выбор и поставьте напротив крестик. (Дети выполняют задание и объясняют свой выбор).
7. Игра «Ты солнце –я луна»
Инструкция педагога-психолога: Я говорю любую фразу. Тот, кто стоит справа от меня, должен придумать свою фразу, начинающуюся на «я», причём такую, чтобы её ключевое слово по смыслу было связано с моим. Например: «Я – Солнце!» - «Я – Луна»; «Я – Свет» - «Я – Лампочка».
Примечание. Родители по необходимости помогают детям.
8. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
Инструкция. Игра проводится в кругу. Педагог-психолог поочередно бросает мяч, говоря «вода» («воздух», «земля», «огонь»). Участник, возвращая мяч, должен назвать животное, которое плавает (летает, ходит по земле). При слове «огонь» все хлопают в ладоши и кружатся.