Любовь Задорожняя
Проект с дошкольниками по организации выращивания плодовых культур «Мы — агротехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро, чтобы наш общий Дом стал еще краше и богаче.
Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если?», поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать на вкус. Поэтому необходимо не только дать детям знания о природе, но и воспитать бережное отношение к ней, научить ориентироваться в окружающей природной среде и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями - животными и растениями. Формируя гуманное отношение к природе, исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем. В процессе целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать:
Публикация «Проект с дошкольниками по организации выращивания плодовых культур „Мы — агротехники“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- начало экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязи с ней и способах ее сохранения,
- навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе;
- осознано-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.
«Экологическое пространство» - это небольшая территория, занятая объектами природы и имеющая определённое функциональное назначение. Одним из Экологических пространств является Огород на окне. Это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Для того чтобы поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.
В нашем детском саду посадка огородов на подоконниках стало доброй весенней традицией. Ранее в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в каждой группе педагогами ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений. Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно: посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки; знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Далее, наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Огород на окне в каждой группе - это еще и яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудес.
В моей группе прошедшей весной мы высаживали Космоогород. Дети сами придумывали космические названия для растений, семена которых нам привезли инопланетяне. Это были Марсоперец и Космопомидор, Орбитальный горох и Лунотыква, Звездная фасоль, межпланетный огурец и Галактический баклажан.
Три года назад наш детский сад вошел в Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Участие в этом проекте позволило нам в рамках дополнительного образования уделить больше времени для занятий с детьми. Была разработана Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Зелёный мир». Целью которой является воспитание ценностного отношения к природе, достижение экологической воспитанности дошкольников.
В рамках работы по федеральной программе была оборудована лаборатория по экспериментальной деятельности и установлена теплица. Благодаря чему мы смогли решить следующие задачи
Повысить у детей в возрасте от 5 до 7 лет уровень познавательного интереса к предметам естественно-биологического цикла, с целью развития практических умений по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений
Сформировать представления об овощных и цветочно-декоративных растениях; представления о специфике сельскохозяйственного труда.
Расширить практические умения дошкольников в работе с простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями.
Обеспечить экологическое воспитание и развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.) в опытно-экспериментальной деятельности.
Использование теплицы дало нам возможность реализовать полный цикл выращивания плодовых культур, который раньше для многих детей завершался на стадии выращивания рассады. Теперь же мы смогли познакомить детей со всеми видами сельскохозяйственных овощеводческих работ: посев и выращивание рассады, подготовка почвы, высадка рассады в грунт, прополка, рыхление, полив и, наконец, сбор урожая. Дети вместе с воспитателем выращивая растения, ухаживая за ними, получили конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них выработались умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями. Собрав урожай дети получили огромный опыт и огромную радость видя результаты своего труда. Зелень и овощи из теплицы были отправлены на кухню, откуда после соответствующей обработки вернулись к детям в виде аппетитных салатов, зелени в приготовленных блюдах.
Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Труд в природе помогает ощутить красоту окружающего мира, который находит эмоциональный отклик в душе ребенка.