Докукина Марина Николаевна
Музыкальные и шумовые инструменты в детском саду. Приёмы игры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
«Музыкальные и шумовые инструменты в детском саду. Приёмы игры»
Семинар-практикум для воспитателей
Подготовила музыкальный руководитель Докукина М. Н.
Городской округ, город Губаха
2021г.
Публикация «Музыкальные и шумовые инструменты в детском саду, Приёмы игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».
Т. Э. Тютюнникова.
Теоретическая часть
ДЕТСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, развиваются музыкальные способности.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми, с целью активизации музыкального развития и творчества детей.
Цель: систематизировать знания и практические навыки педагогов при обучении детей игре на музыкальных инструментах.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).
При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения - чище поют, музыкально-ритмических движений - четче воспроизводят ритм. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию мышления, творческой инициативы, помогает передать чувства внутреннего духовного мира ребёнка.
Знакомство с инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5–7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми.
С учетом возрастных особенностей знакомим дошкольников с музыкальными инструментами.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Совместная работа помогает сделать жизнь детей более насыщенной, интересной.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности : и поет, и танцует с ребятами, и играет на музыкальных инструментах вместе с детьми.
«Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии чувства ритма детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем с первой младшей группы (от 2 до 3 лет) с такими музыкальными игрушками : маракасами, кубиками, погремушками и некоторыми музыкальными инструментами : деревянными ложками, колокольчиками, барабаном, дудочкой. Дети знакомятся с приёмами игры на инструментах. Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы.
Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес. Вместе с детьми выполняет ритмические упражнения на ложках, кубиках, колокольчиках, и т. д. под музыкальное сопровождение. Дети в младшем возрасте реагируют на тихое и громкое звучание, Например, «Из-под, дуба» - р. н. м. В различных игровых ситуациях можно использовать эти музыкальные игрушки и инструменты с детьми в группе.
Во второй младшей группе закрепляются знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаем знакомить с новыми – бубном и металлофоном. Дети учатся различать звуки по высоте (до1 – до2, реагировать на тихое и громкое звучание, на быструю и медленную музыку.
Самостоятельно выполнять упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка).
Если в младшем возрасте мы знакомили детей с металлофоном его звучанием, то в средней группе формируем навыки игры – на металлофоне. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. Например, при игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на средней части второго пальца, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным.
При этом воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. например, «дождик» и «ручеёк». В основном их мелодии построены на одном звуке (для средней группы). В среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с таким музыкальным инструментом – музыкальным треугольником и др. Тоже важно научить правильным приемам игры. Удар должен приходиться на середину треугольника и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на треугольнике, то звук получится «глухим». Первоначальное обучение игре на инструментах осуществляется на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы с ребятами, самостоятельной и совместной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем знакомить детей с музыкальными инструментами : ксилофоном, румбами, трещотками, колотушками, коробочками и приёмами игры на них. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах дети старшей группы учатся исполнять знакомые попевки, например, «Василёк», «Маленькая лесенка», пропой своё имя, игра по карточкам. Это требует от них определенных умений. В старшей группе перед детьми ставятся новые задачи: соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Дети начинают играть на инструментах в оркестре.
Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе уделяется особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др.
Ребята не только с помощью воспитателя и музыкального руководителя, но и самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.
В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.
Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.
Игра на инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.
ІІ. Практическая часть
Игры с именами
1. Спеть свое имя, используя звучащие жесты.
2. Спеть свое имя, используя музыкальный инструмент.
Фруктовая полька
1. Придумать и озвучить ЗЖ - 4 фрукта (киви, виноград, апельсин, лимон или яблоко, груша, яблоко груша)
2. Исполнить под музыкальное сопровождение
3. Исполнить по группам. Каждая группа играет свою партию.
Игра на динамику «Ветер – ветерок – ветрище»
Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку. (очень тихо)
Она задела соседние травинки – и вот уже по лесу полетел легкий
шорох. (тихо)
Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты. (крещендо -диминуэндо)
Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро взлетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю. (крещендо, громко)
Неожиданно ветерок устремился вниз и затих, спрятавшись на земле под листочком. (тишина, пауза)
Озвучиваем «Муха – Цокотуха»
1. Разучивание стихотворения со звучащими жестами.
Муха, муха – Цокотуха (шлеп,шлеп,хлоп,хлоп)
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла (топ,топ,шлеп,шлеп,шлип,шлип,хлоп)
Муха денежку нашла
Пошла муха на базар (щелк,щелк,хлоп,хлоп,щелк,щелк,шлеп)
И купила самовар.
Игры с музыкальными инструментами
1. «Оркестр и дирижер» - (дирижер дирижирует группой музыкантов с одинаковыми инст – амии или все стоят в кругу: на 1 часть все играют на 2 кладут инс-ты бегут по кругу дирижер с ними. Кому не хватит инст-та становится дирижером)
Озвучиваем стихотворения.
1. Коллективное музицирование по группам: Стихи А. Барто
2. Озвучиваем стихотворение «Осень»
Тихо бродит по дорожке, Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчики.
Раздается громкий стук: Деревянные ложки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло,
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, Румбы.
По деревьям зашумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик - динь, дождик-дон! Треугольники
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет - Все инструменты
Осень яркая идет!
ІІІ. Заключение
Музыкальный инструмент для ребенка - символ музыки. Тот, кто играет на нем почти волшебник. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент. Так давайте сделаем детей немножко музыкантами и дадим им в руки инструменты, пусть даже самые простые.