Елена
Музыкально-игровые технологии и упражнения в работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Никифорова Н. А. музыкальный руководитель,
Конюхова Е. В. воспитатель
Аннотация: Данная статья представляет собой опыт использования музыкальной технологии и игровых упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях. Материал актуален для музыкальных руководителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, воспитателей.
Темочки:
Современные дошкольное образование предполагает равные возможности для всех детей, в том числе, для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Помимо специальных детских садов активно внедряется инклюзивное образование. Перед педагогами стоит задача не только скорректировать имеющиеся нарушения, но и подготовить ребенка к «взрослой» жизни, сначала школьной, а потом и к самостоятельной. Но дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. В нашем дошкольном учреждении организованы группы компенсирующей и комбинированной направленности. В процессе работы мы заметили, что воспитанники испытывают проблемы с коммуникацией: дети плохо налаживают отношения, трудно или совсем не общаются со сверстниками и со взрослыми, имеют трудности со взаимодействием в процессе игр и во время занятий. Авторы коррекционных программ, такие как Н. В. Нищева, Л. Б. Баряева и др. отмечают, что для детей с ОВЗ характерны эмоциональная и личностная незрелость, проблемы коммуникативного характера. Музыкальные игры в ненавязчивой форме включают детей в общий процесс, побуждают к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, формируют положительный образец поведения. Чтобы быстрее и успешнее прошла социализация таких детей в коллективе в своей работе мы обращаемся к технологии А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей». Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр? Это танцы, основанные на простых движениях, а музыкальное сопровождение со словами подсказывает, какое движение следует выполнять следующим, игровой сюжет воспринимается естественно, без напряжения, задание доступно по смыслу. В коммуникативных танцах-играх развивается не только музыкальный слух, пластичность, выразительность движений, ориентировка в пространстве, но и умение вступать в контакт, воспринимать партнера, ощущать свое тело и координировать собственные движения с движениями партнера или коллектива, умение раскрепощаться. После включения коммуникативных танцев в совместную деятельность мы заметили, что у воспитанников больше не вызывает проблем необходимость сотрудничать, дети более уверенно чувствуют себя в коллективе, учатся соотносить свои действия с действиями сверстников.
Коммуникативные танцы построены, в основном, на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, доброжелательное отношение людей друг к другу, поэтому они вызывают и закрепляют положительные, радостные эмоции. Такие танцы-игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывают яркие положительные эмоции. Технологию «Коммуникативные танцы-игры для детей» А. И. Бурениной с успехом можно использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими различную патологию развития.
Наряду с применением данной технологии использование в работе музыкально-игровых упражнений позволяет скорректировать речевые нарушения, имеющиеся у детей с особыми возможностями здоровья. С древних времен люди заметили положительное влияние музыки на здоровье человека. Еще Авиценна лечил музыкой нервные и психические заболевания. Сегодня без музыкального воспитания трудно представить себе образовательную организацию, а тем более детский сад, ведь музыка сопровождает детей во всех видах деятельности. Музыкально-игровые упражнения предлагают М. Ю. Картушина, О. Н. Арсеневская, Е. А. Судакова и др. Они могут быть направлены на развитие дыхания, динамики, умение управлять голосом, изменять его высоту и окраску. Вот несколько примеров.
Упражнение на развитие дыхания «33Егорки».
Цель – распределить один выдох на всю длину фразы, (как можно большее количество Егорок). Исполняется без музыкального сопровождения на двух звуках в пределах секунды.
Как у леса на пригорке жили 33 Егорки.
Поглубже носиком вдохнем и Егорок считать начнем:
1 Егорка, 2 Егорки, 3 Егорки…. и т. д.
Упражнение на развитие звуковысотного слуха и звуковедение. «Веселые путешественники».
Цель – передавать голосом изменения высоты и силы звука.
Машина. Руку поставить перед собой на уровне пояса, ладонью вниз. На любой гласный звук вести руку ровно – «машина едет по ровной дороге», добавить небольшие голосовые колебания в пределах интервала секунда вверх-вниз – «машина едет по неровной дороге, по кочкам».
Корабль. Показывать рукой волны, голосом воспроизводить движение звука в пределах терции-кварты.
Воздушный шар. Рукой рисовать в воздухе восьмерку вертикально, голосом следовать за рукой – шар поднимается в небо, потом опускается, снова поднимается и т. д. до окончания выдоха.
Самолет. Рукой изобразить взлет самолета, сначала ровно, потом быстро по плавной линии вверх – голосом следовать за движением руки, от низкого звука до высокого. Посадка – то же самое в обратном порядке.
Коммуникативная игра-танец «Здравствуй, мой дружок!»
Здравствуй, здравствуй, каблучок! - стучат пяточкой об пол.
Здравствуй, здравствуй, кулачок! - постукивают кулачками перед собой.
А теперь пойдем в кружок, - идут в центр круга, взявшись за руки.
Здравствуй, здравствуй, мой дружок! - приветствуют друг друга,
кивая головой.
Коммуникативный танец «Здравствуй, друг!»
Зашагали ножки, прямо по дорожке, Дети ходят врассыпную по залу.
Весело шагали и друга повстречали. Останавливаются и находят
себе партнёра.
Здравствуй, здравствуй, милый друг, Здороваются за руку.
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны.
Ты мне просто улыбнись,
Крепко обнимись. Обнимают друг друга.
ЛИТЕРАТУРА
1. А. И. Буренина Коммуникативные танцы-игры для детей: Учебное пособие. — СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, - М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Арсеневская О. Н. " Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения" - Издательство: Учитель, 2012.