Юлия Калмыкова
Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре с использованием фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).
Публикация «Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре с использованием фольклора» размещена в разделах
Каждый народ имеет свою культуру, бережёт и передаёт последующим поколениям накопленную веками мудрость, самобытность и неповторимость. Родная культура должна стать частью души ребёнка, послужить основой формирования личности. В защиту фольклора для детей страстно выступали М. Горький, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак и другие русские писатели и поэты. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги Е. А. Флёрина, А. П. Усова и Е. И. Тихеева.
Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизведение ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения. И фольклор может стать не предметом изучения, а частью естественной бытовой жизни в детском саду и дома, украсив и одухотворив её.
Педагогическая практика, к сожалению, не исчерпывает всех возможностей фольклора в духовно-нравственном и речевом развитии детей. Как следствие, представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. При ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается на первый план содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют их в образовательной деятельности по развитию речи детей для обогащения словаря. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Процесс знакомства с малыми фольклорными формами должен происходить не только в процессе реализации образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольной организации.
В нашем детском саду работа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. Приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций и, в конечном счёте, определяет меру его общего развития.
Устное народное творчество не было плодом народного досуга. Это историческая память, и мы должны уважительно относиться к ней.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
«В тереме расписном я живу,
к себе в избу всех гостей приглашу»
Цель. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте и гостеприимстве; автоматизация и дифференциация согласных звуков «ж», «ш». Расширять и систематизировать словарный запас, развивать монологическую речь (навык речи-доказательства, слуховую память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику, координацию речи с движением. Воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.
Оборудование: декорации русской избы, балалайка, самовар, ложки, шкатулка, комод (сундук, половик, картинки (вилы, грабли, коса); угощение.
Словарная работа : жилище, изба, комод (сундук, половица, гребень, лукошко, печка-барыня, самоварище, самотканный половик, ткацкий станок, грабли, коса, вилы; развеся (уши, тужить, подпоясаны.
Предварительная работа : беседы по данной теме, рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, игры; разучивание частушек.
Ход познавательной деятельности:
У входа в избу встречает хозяюшка.
Хозяюшка.
Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют. (Звучит песня.)
Хозяюшка. А почему Русь называют деревянной?
Дети отвечают.
Хозяюшка. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными воротами. (Проходят в избу.)
Хозяюшка.
Наша изба ровно тепла,
Домом жить - не лукошко шить,
Домом жить - не развеся уши ходить,
Домом жить - обо всем тужить.
Сколько было народных умельцев на Руси? (Хозяюшка разливает чай.)
Чай пить - не дрова рубить! (После угощения дети благодарят, встают и кланяются.)
Мальчик.
Эх, возьму я в руки балалайку,
Да потешу я свою хозяйку!
Сядем, братцы, все рядком
Да частушки пропоем! (Исполнение частушек.)
Хозяюшка.
Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаёк. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самоварище - дружище, у которого сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода.
Да вот эти четыре братца:
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят. (Показывает на стол.)
А это мои голубки,
Которым место - у прорубки. (Раскладывает ложки.)
Вот какие у меня живут друзья-помощники.
Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?
Педагог.
Наша хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Она прибирает, она подает, одним одна за всех отвечает.
Хозяюшка.
Ах! В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Эх, чай, чай, чай.
Уж ты, кумушка, встречай,
Прибауткой привечай. (Вынимает из печи блины, пироги.)
Как для вас, мои друзья, наварила, напекла
Девяносто два блина, два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов - не найти едоков!
Хозяйку потешьте - пирогов моих поешьте!
Не красна изба углами, а красна пирогами! (Гости угощаются.)
Хозяюшка.
Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку, в которой храним мелкие предметы. А как красиво смотрится деревянный комод, отделанный витыми деревянными планками.
Какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали вот на таком деревянном ткацком станке.
Послушайте! О каком предмете я сейчас вам расскажу?
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Дети отвечают.)
Хозяюшка.
В старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож? (Дети отвечают.)
Хозяюшка.
А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадки:
Двадцать деревянных коней одним поводом веду. (Грабли.)
Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (Коса.)
Кто берет сено тремя зубами. (Вилы.)
Педагог.
Красны девицы да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
Спасибо вам, хозяюшка!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем.
Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); формировать умение понимать переносное значение образных выражений; выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Оборудование: костюмы матрёшек, игрушка матрёшка, аудиозапись русской народной мелодии.
Словарная работа : изба, внуки, внучата, оладушек, матрёшки, ладушки; сладко (яблочко); голубит.
Предварительная работа : беседы по данной теме (деревянная народная игрушка - матрёшка, рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, игры с матрёшками; разучивание песни-танца «Мы весёлые матрёшки».
Ход познавательной деятельности:
Логопед.
Ребята, в этой избе живёт бабушка. Сегодня она ждёт в гости внуков. Всех-то она любит, всех-то она голубит. Как увидите, что бабушка у окошка села, подойдите поближе к дому и постучитесь к ней.
Дети стучат. Бабушка выходит.
Бабушка.
Внучата мои пришли. Здравствуйте! Много у меня внуков, и для каждого ласковое слово найдётся.
Наша внученька в дому, что оладушек в меду,
Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду!
У Вани руки в бок, глазки в потолок.
Пошёл за порог, упал поперёк!
Котик в избушке печёт ватрушки.
Тому, сему продаёт, а Машеньке так даёт!
Кого приласкала, кого пожалела, а кого рассмешила.
- А теперь садитесь рядком, а я на вас полюбуюсь.
Бабушка садится перед детьми и предлагает поиграть в игру «Десять внучат».
У нашей бабушки десять внучат: (Открывают мизинцы.)
Две Ульки в люльках качаются,
Две Алёнки в подушках валяются, (Четыре пальца.)
Две Аринки на перинках удивляются (Шесть пальцев.)
Два Ивана на лавках сидят, (Ещё два пальца,
Два Степана учиться хотят! итого восемь пальцев.)
Десять внуков, а бабушка одна!
Бабушка.
Идите, внучата мои, ко мне! Какие вы нарядные, красивые! А платочки на вас какие нарядные!
Логопед.
Ой, да мы матрёшки,
Неуклюжие немножко!
Вот матрёшки встали в ряд,
Что-то нам сказать хотят!
Матрёшки исполняют танец «Мы весёлые матрёшки».
В сарафанах наших пёстрых
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
Нарядили нас в платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щёчки,
Ладушки, ладушки.
Бабушка.
Очень весело плясали, но ещё мы не играли.
Музыкальная игра –
Всем понравиться она.
Называется игра «Возьми матрёшку».
Логопед ставит на пол большую матрёшку. Играющие дети становятся вокруг неё. Звучит русская народная мелодия. Дети идут по кругу и выполняют движения по тексту.
Ну-ка, «русскую» давайте,
Веселее начинайте,
Прогуляемся, прогуляемся.
Мы похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко.
Забавляемся, забавляемся.
Ножкой громко застучали,
Чтобы все нас услыхали, -
Постараемся, постараемся!
А теперь пошли вприсядку,
Вот какие мы ребятки –
Не стесняемся, не стесняемся.
Вы, ребята, не спешите,
А немного попляшите.
Кончит музыка играть – матрёшку нужно быстро взять.
Бабушка.
Ах вы мои лапушки! Порадовали бабушку, повеселили моё сердечко! Пришла пора и мне вас побаловать вас. Хочу угостить вас вкусными яблоками, которые выросли в моём саду. Угощайтесь, милые мои!
Логопед.
Спасибо большое за угощение.
А теперь пора прощаться,
Хоть и жалко расставаться.
Приходите и вы к нам,
Рады мы всегда гостям