Наталья Лаврова
Профориентационный тренинг для учащихся 9-х классов «Мой выбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«В том, что касается будущего, я повторяю одно:
за что бы вы ни взялись, главное —
будьте преданны своему делу до конца.
Не обязательно достигать какого-то звездного успеха,
но быть честным перед самим собой
в выбранной профессии — обязательно.»
Де Ниро Р.
Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.
Публикация «Профориентационный тренинг для учащихся 9-х классов „Мой выбор“» размещена в разделах
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Средняя школа, 9 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Но просто выбрать недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.
Цель: повышение интереса учащихся к профессиям и расширить их кругозор об основах профессионального самоопределения; активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Задачи:
1. Активизировать внутренние психологические ресурсы учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу.
2. Осознать цели выбора будущей профессии.
3. Развить навыки конструктивного взаимодействия.
Занятия проводятся в форме группового консультирования с элементами тренинга возраст членов группы – 14-15 лет. Количество – 7-10 человек. Время проведения: 1,5 часа.
Этапы профориентационного тренинга :
• профориентационные игры;
• психодиагностические методики с последующим обсуждением результатов;
• игровые профессиональные упражнения;
• самоописание;
• групповая дискуссия;
• использование конструктивной обратной связи.
Ход тренинга.
1. Приветствие участников тренинга. Вступительное слово педагога о важности профессионального выбора в жизни человека.
2. Обсуждение правил работы в группе:
а) Единая форма обращения друг к другу по имени.
Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу по имени. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
б) Говорить кратко, по очереди, не перебивать, внимательно слушать других.
в) Общение по принципу «здесь и теперь».
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. При завершении тренинга вся работы и информация о каждом участнике должна остаться в стенах, где проводился тренинг.
г) Каждая мысль имеет автора.
Безличные слова и выражения типа «Большинство людей считают, что.», «Некоторые из нас думают.» заменяем на «Я считаю, что.», «Я думаю.».
д) Искренность и позитив в общении.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т. е. искренность должна заменить тактичное поведение.
е) Исключение «навешивания ярлыков».
Ни кто, ни кого не оскорбляет, не сравнивает и не придумывает прозвище.
1. Упражнение «Самопрезентация».
Цель: создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта.
Материалы: листы для записей, ручки.
Оптимальное количество участников: до 10 человек.
Оптимальное время: 40 минут.
Описание: раздайте участникам листы для записей и попросите представиться следующим образом: общее время презентации 3 минуты.
Самопредставление должно состоять из 3 частей:
1. Внешность.
2. Ключевые моменты биографии.
3. Основные черты характера.
Дайте группе 3 минуты на подготовку и приглашайте на импровизированную сцену для доклада.
Обсуждение:
• Кто вам запомнился больше всех?
• Чьё выступление было самым интересным?
• Что нового и интересного вы узнали о присутствующих людях?
• Как вы считаете, что надо, а что не нужно упоминать в самопрезентации?
Рекомендации: умение презентовать себя – очень важный навык, позволяющий его обладателю достойно представиться. Иногда ход всей дальнейшей беседы зависит от первого впечатления. Как говорится, встречают по одежке. Игра может быть использована как в качестве упражнения на знакомство, так и являться самостоятельным упражнением, направленным на тренировку навыка ораторского искусства и самопрезентации.
2. Упражнение «Профессия на первую букву имени».
Цель: разнообразить знания о мире профессий.
Время проведения: 5 – 15 минут.
Упражнение проводится в круге и носит разминочный характер.
Общая инструкция:
Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача – показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т. е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.
1. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Ведущему желательно больше 5 – 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о, постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).
2. При работе с большой группой можно разбиться на 2-3 команды и выяснять, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, удачный ответ отмечается плюсом, а неудачный – минусом, тогда игра станет более наглядной и интересной.
У ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.
3. Упражнение. «Профессия – специальность».
Данное упражнение направлено на повышение у участников осознания таких понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о многообразии профессионального труда.
Игровое упражнение может проводиться как в круге от 6—10. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:
Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность : профессия — группа родственных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т. п.).
Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности». Если кто-то из игроков называет сомни-тельные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии.
Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу «пинг-понга» (только что назвавший специ-альность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т. д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих на-ходиться в творческом напряжении.
Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств.).
4. Упражнение «Резюме».
Цель: активизировать участников, создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта (каждый участник рассказывает о своих возможностях и способностях и приводит аргументы, почему именно он должен занять определенную должность).
Продолжительность: 15-20 минут.
Число участников: 10 человек.
Задание для команды: резюмировать содержание мини-лекции или темы тренинга.
Материалы: не требуется.
Описание: педагог просит каждого участника сформулировать несколькими предложениями главную идею той части тренинга, по которой проводится это упражнение.
Затем объединяет участников в микро-группы по 3-4 человека. Каждой микро-группе нужно ознакомиться с формулировками друг друга и выбрать лучшее резюме.
После этого один человек от каждой микро-группы озвучивает выбранную формулировку.
Можно делать упражнение в конце тренинга для того, чтобы повторить и собрать в единое целое все элементы. В этом случае микро-группам лучше дать разные темы для резюмирования — подтемы данного тренинга.
Например, для тренинга продаж это может быть поиск клиентов, «преодоление секретаря», определение потребности клиента и т. д.
5. Профориентационная игра «Самая, самая…»
Цель: проверить знания о профессиях. Дать любой профессии необычную характеристику, которая в наибольшей степени подходит профессии. Задача остальных участников – проассоциировать профессию и угадать ее. (Приложение 1).
6. Рефлексия.
Цель: определить, что нового и интересного извлек из тренинга каждый ученик.
Завершающее упражнение для дальнейшего позитивного настроя «Я тебе дарю…».
Цель: сплочение группы.
Участники, используя своё воображение и фантазию, дарят подарок своему соседу со словами: «меня зовут, Катя и я дарю тебе…». Участники дарят друг другу самые невероятные подарки. Однако соблюдается следующее условие. В начале реплики обязательно звучит благодарность «Спасибо за подарок, Катя, меня зовут Саша и я дарю тебе….»
Рефлексия. После завершения упражнения задаются вопросы:
- Что было приятнее: дарить подарки, или получать;
Какие чувства вы испытывали, когда дарили подарки и получали их.
Заключение.
Народная мудрость гласит: «Счастливый человек утром c удовольствием идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой».
Мир профессий огромен.
Найти свое место в нём, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный, требующий от человека: адекватной оценки собственных возможностей; знаний, как о своих сильных сторонах, так и личностных затруднениях; овладения культурой самопознания; готовность к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности.
Сегодняшнее время – это время людей компетентных, профессионалов, способных интегрировать знания, рождающих новый продукт собственной деятельности, ищущих и находящих варианты решения, казалось бы, неразрешимых проблем.
Поэтому важна подготовка не к труду вообще (как это было раньше, а к работе по конкретной специальности или профессии, выбранной в соответствии с личными склонностями, природными способностями и социальной обстановкой в стране, а также способность к непрерывному профессиональному обучению.
Список литература
1. Климов Е. А. Как выбирать профессию? //Библиография. - М., 2005, № 6.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/ Д: Феникс, 1996.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. :Academia. 2007.
4. Пряжников Н. С. Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники (5-9 классы). - Москва: Вако. 2005.
5. По материалам Интернет.
Приложение 1
Профориентационная игра «Самая, самая…»
Цель: проверить знания о профессиях. Дать любой профессии необычную характеристику, которая в наибольшей степени подходит профессии. Задача остальных участников – проассоциировать профессию и угадать ее.
Методика предназначена для повышения уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Упражнение может проводиться в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6-8 до 10-15. По времени упражнение занимает от 15 до 25-30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:
1. Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика - самая денежная профессия, - какие профессии являются самыми-самыми денежными?.».
2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой, то можно задавать уточняющие вопросы.
3. Далее называется следующая характеристика и т. д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.
Если упражнение проводится с классом то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии.
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых «самых-самых» профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия - депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т. п.
Для того, чтобы упражнение проходило более ее интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: «самая зеленая профессия», «самая сладкая профессия», «самая волосатая профессия», «самая неприличная профессия», «самая детская профессия», «самая смешная профессия» и т. д. В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре «ассоциации», поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.