Анжелика Тимощенко
Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
Сл. 2
Модель воспитательно-образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и комплексно - тематического планирования.
Сл. 3
Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОУ в настоящее время.
Сл. 4
1. Учебная модель
Публикация «Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» размещена в разделах
В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.
Сл. 5
2. Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.
Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
Сл. 6
3. Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Сл. 7
Сл. 8
Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)
Сл. 9
Сл. 10
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели :
Исключение учебного блока (но не процесса обучения) ;
Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»
Сл. 11
Изменения в образовательном процессе :
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса : в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Сл. 12-13
Новое содержание понятия «занятие» :
Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте
Сл. 14
Структура образовательного процесса
В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д. Б. Эльконин.)
Сл. 15
С точки зрения возрастных особенностей детей дошкольного возраста, предлагается строить образовательный процесс по так называемому «событийному» принципу (жизнь детей в детском саду должна стать более интересной, а образовательный процесс – мотивированным)
Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».
Сл. 16
Алгоритм комплексно - тематического планирования
Сл. 17
Перспективный комплексный план
Сл. 18
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Сл. 19
Организация совместной деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова)
Сл. 20
Основные характеристики совместной деятельности
Сл. 21
Формы организации совместной деятельности
Сл. 22
Алгоритм организации совместной деятельности
Сл. 23-24
НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности «Образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности».
В формах НОД решаются задачи не одной, а нескольких образовательных областей, поскольку включаются в разные виды деятельности.
Сл. 25
Схема развития деятельности
Сл. 26
НОД организуется как совместная деятельность взрослого и ребенка, выстраиваемая на основе увеличения доли самостоятельности ребенка
Совместная деятельность взрослого и ребенка…
Сл. 27
Сл. 28
Модель - это организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ, она состоит из 15 компонентов.
Первый компонент - это воспитательно-образовательный процесс в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором реализуется цель программы. Исходя из цели формулируются задачи воспитательно-образовательного процесса. Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ, которое включает в себя взаимодействие педагога и воспитанника, сотрудничество с семей и различными социальными институтами, такими как библиотеки, педагогические университеты, школы, центры развития и прочее. Содержание работы реализуется в режиме дня, который включает в себя непосредственную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность и деятельность в режимные моменты. Данная деятельность реализуется через следующий инструментарий: средства обучения и воспитания, современные формы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией, предметно-развивающая среда, которая организованна в соответствии с зональностью помещений в группе. Следующий компонент – мониторинг, который направлен на оценку сформированности интегративных качеств воспитанников и позволяет оценить уровень профессиональных компетенции педагогов. Мониторинг может быть либо авторским, либо разработанным специалистами ДОУ, либо разработанным на базе муниципальной системы образования. На основании мониторинга мы анализируем воспитательно-образовательную деятельность в ДОУ. По результатам анализа воспитательно-образовательного процесса выстраиваем дельнейшую траекторию своих действий. Если требуется корректировка какого-либо элемента воспитательно-образовательного процесса, то вносятся изменения в программу. На каждую структурную часть модели оказывают влияние определенные условия, зафиксированные в ФГТ: медико-социальное обеспечение, информационно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническая база.
Если в образовательном учреждении воспитательно-образовательный процесс будет реализован в соответствии со структурными частями модели, то педагогическая деятельность в ДОУ станет более эффективной.
Модель организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации образовательного процесса позволяет структурировать знания педагогов и специалистов ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования.
Сл. 29
Современные требования к профессиональным умениям воспитателя
(памятка)