Людмила Гузеева
«Мини-лаборатория под открытым небом»: опыты и эксперименты с дошкольниками в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини-лаборатория под открытым небом» : опыты и эксперименты с дошкольниками в летний период.
выступление из опыта работы
Л. И. Гузеева
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №10 «Кораблик»
г. Лесосибирск
Наступило лето. Это прекрасная пора. Именно в этот период дети много времени проводят на воздухе.
- Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени?
- Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой?
Публикация «„Мини-лаборатория под открытым небом“: опыты и эксперименты с дошкольниками в летний период» размещена в разделах
- Лето
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
- Как играть не только с интересом, но и с пользой?
Лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками. И одной из важнейших - является решение образовательных задач в совместной деятельности с детьми.
Поисково-исследовательская - это именно та деятельность, которая позволяет решать образовательные задачи через совместную деятельность детей и взрослого, поскольку в полной мере соответствует возрастным особенностям дошкольников.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
Дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Дети учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Исследования предоставляют возможность ему самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей.
Начиная работу над этой проблемой, мы предположили, что если будут созданы определенные условия для детского экспериментирования, то это будет способствовать формированию у детей познавательной активности, любознательности, развитию их интеллектуальных способностей.
Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми дошкольного возраста мы определили следующую ЦЕЛЬ:
формирование познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка посредством развития его исследовательских способностей.
В соответствии с поставленной целью были определены и ЗАДАЧИ:
• создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию у детей познавательной активности;
• сформировать у детей умения и навыки исследовательского поиска в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
• сформировать способность самостоятельно применять полученные умения и навыки в созданной предметно-развивающей среде;
• привлечь родителей к проблеме развития исследовательской деятельности дошкольников.
Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.
Для проведения совместных со взрослым исследований мы организовали «Мини-лабораторию под открытым небом», оснащённую специальным оборудованием и разнообразными материалами.
Для расширения кругозора детей, развития воображения, творческого мышления интереса к исследовательской деятельности в мини-лаборатории имеются различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Камней», «Веточки и листья различных деревьев». Также имеются различные емкости с природным и бросовым материалом.
Для осуществления поисково-исследовательской деятельности мною разработано планирование в соответствии с требованиями ФГОС, которое включает в себя как организованные формы – занятия (1 в неделю, так и ежедневную деятельность вне занятий.
Реализуя принципы «от простого к сложному», периодичности и последовательности работа проводится по следующим направлениям:
• Экспериментирование со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину
• Исследовательская деятельность «Растения вокруг нас»
• Исследовательская деятельность «Волшебница – вода»
• Экспериментирование с воздухом
• Исследовательская деятельность «Солнце»
Для полноценной и последовательной деятельности по данным направлениям и, реализуя требования ФГОС, в план включается совместная деятельность педагога с детьми, совместная деятельность ребенка со сверстниками, а также самостоятельная деятельность детей.
Все лето на нашем огороде «Урожайкино», дети имеют возможность наблюдать за ростом и жизнью растений принимать активное участие в уходе за ними. Через трудовые поручения, опыты, беседы, наблюдения дети узнают много интересного о мире растений, начинают их ценить, идет активное развитие экологического мышления.
Обучение дошкольников экспериментированию мы начинаем с совместной деятельности взрослого и детей, способствуя актуализации знаний детей, накоплению у детей опыта поисковой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, таким образом инициатива по экспериментированию постепенно переходит в руки детей. При организации самостоятельной деятельности со сверстниками, предлагаем детям поставить опыт, сообщаем им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Детям старшего дошкольного возраста становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще задаем вопрос «Почему?»
После того, как у детей сформировались навыки совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками по решению познавательных задач, мы переходим к реализации полученных знаний в самостоятельной деятельности.
Таким образом, экспериментальная деятельность детей, организованная в различных режимных моментах на протяжении всего летнего периода, помогает углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети учатся самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовали родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, макетов, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках.
Благодаря организованной мини-лаборатории под открытым небом и проведению экспериментально-исследовательской работы в летний период, дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. У родителей появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.
Экспериментально-исследовательская деятельность должна стать нормой жизни ребенка, ее надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.