Ольга Морозова
Конспект занятия «Милый сердцу уголок» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Милый сердцу уголок».
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста.
Цель: Закрепить знания детей о природе родного края.
Задачи: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; о заповедной зоне нашего края – Пустынском заказнике. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Публикация «Конспект занятия „Милый сердцу уголок“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Материал: мультимедийная система, дорожка со следами, муляжи ягод, грибов, 2 большие корзинки, фигурки животных, песня из мультфильма «КОАПП» «У природы много дней», песня М. Бернесса "С чего начинается родина", небольшие рассказы о животных, плакат "Тот свой край не любит, кто его природу губит".
Предварительная работа:
Рассматривание плакатов, наглядно-дидактических пособий, иллюстраций на тему "Растения и животные нашего края". Беседы о животных и растениях, о родном крае. Чтение и разучивание стихотворений по данной тематике. Разучивание пословиц о природе. Проведение прогулок и экскурсий по родному поселку.
Ход занятия:
1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей).
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок)
Стихотворение жительницы поселка Пошатово Козак Александры Ивановны.
Родной поселок мой, Пошатово,
Ты летом в зелени, зимой - в снегу.
Когда-то здесь брели, крича: «Пошатывай!»
Купцы с товарами по берегу.
Дома красивые, дома добротные,
И всюду зелень, и тишина.
Как путь- дороженька, Бежит Сереженька,
Несет прохладу нам она.
Хорош поселок наш, Поселок северный-
В буран и слякоть, и в летний зной.
Ты сердцу милый, ты мне доверенный,
Родной поселок, поселок мой…
Ребё нок:
Люблю тебя, мой отчий край родной,
Березок перелески не густые,
Речушку, что бежит там под горой,
И журавлей, летящих вновь в Россию!
2. Путешествие по родному краю.
Воспитатель: А, теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Какие растения произрастают в нашем крае? (Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на слайдах).
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый… (Василёк).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от… (Елки).
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница).
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками. (Сосна).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем!
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Воспитатель: Ребята, а что растет в лесу под деревьями? ( ответы детей: ягоды, грибы, растения.)
-Давайте их соберем. Девочки – ягоды, мальчики – грибы.
Игра «Мы в лесок пришли»
(Дети собирают ягоды и грибы, показывают, называют, что собрали.)
- Молодцы ребята!
Воспитатель: А, теперь поговорим о животных.
Дети подходят к столу, на котором разложены фигурки животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Дидактическая игра с фигурками животных.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Нижегородской области.
3. Беседа о Пустынском заказнике - заповедном месте нашего края (просмотр слайдов).
На севере Арзамасского района на реке Сережа, расположены Пустынские озера, а название дало им село Старая Пустынь, рядом с которым они находятся. В 1934 году в целях сохранения целостности уникальных проточных карстовых озер Пустынской системы и примыкающего к ним лесного массива как среды обитания животных, а также в целях сохранения и увеличения численности редких и ценных видов животных, и был создан Пустынский охотничий заказник. Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь глубоководных (до 14м.) карстовых озер: Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево, - связанных в единую систему. Природным богатством заказника являются леса разнообразных типов. Пустынский заказник отличается богатством флоры, в которой представлены почти все типичные растения средней полосы России. Пустынские озёра производят неизгладимое впечатление, чаруют своей зеркальной гладью чистых вод и прелестью берегов.. Пустынь как магнитом притягивает отдыхающих. Многолюдно летом и осенью на берегах Пустынских озер. Таких мест, как Пустынские озёра, в России единицы. Пустынские озёра требуют к себе бережного отношения!
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.
(Дети садятся за столы).
4 Рефлексия Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое заповедник?
- Какие заповедные места находятся не далеко от нашего поселка?
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
1. Ребё нок: «Берегите родную природу». Олеся Емельянова
Велика Отчизна наша
И широк её простор.
Есть у нас луга и чащи,
Реки и громады гор.
2. Ребё нок:
И живут здесь вместе с нами
Цапли, лебеди, чижи,
Дятлы, иволги, жуланы
Черепахи и ужи,
Тигры, волки и медведи,
Лоси, зубры, кабаны… –
Наши давние соседи.
Мы их сохранить должны!
Звучит песня из мультфильма «КОАПП» «У природы много дней».
Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".
Литература:
1. Красная книга Нижегородской области. - В 2-х Т. – Нижний Новгород, 2005.- 328 с. 6 ил.
2. Край мой Арзамасский : Устн. История сёл, поселений
3. https://ipleer.fm
4. https://infourok.ru
5. https://club-detstvo.ru