Наталья Кузнецова
Консультация для воспитателей «Межличностные отношения в группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
«Межличностные отношения в группе детского сада».
Консультация для воспитателей подготовила Кузнецова Наталья Юрьевна, воспитатель МБ ДОУ № 14 "Детский сад "Золотая рыбка" комбинированного вида" Кувандыкского городского округа Оренбургской области.
Публикация «Консультация для воспитателей „Межличностные отношения в группе детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Отношение к другим людям составляет основную часть человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают более сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и сочувствие среди людей.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становления его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Поэтому в дошкольной педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу дошкольных учреждений не столько в плане обучения, сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми.
Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в течении дня находятся под наблюдением воспитателя, который строит свою работу в соответствии в программой данного учреждения, профессиональными умениями и навыками, преломляя их сквозь свои личностные особенности. Отсюда следует, что профессиональная деятельность воспитателя – процесс непрерывного общения с дошкольниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы в детском саду. Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения.
Формирование личности ребенка-дошкольника происходит под влиянием многих факторов, в том числе общения со сверстниками и взрослыми. Посредством этого взаимодействия создается чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в этом незнакомом мире. В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитателями, которые, как правило, становятся для него наравне с родителями. Общение с взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.
В дошкольном детстве происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. В этом заключается важность и большое значение детского сада как организационной и общественной формы воспитания и развития дошкольника, включая процесс общения педагога с детьми.
Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его целостную личность.
От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией – группой детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.
У детей средней и старшей группы детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочтительными, другие - менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Сегодня мы рассмотрим такие типы:
1. Предпочитаемые – эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска.
2. Принятые – они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего особенного.
3. Пренебрегаемые, непринятые – часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.
4. Изолированные – обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.
Отношение к ребенку в группе обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В различных воображаемых ситуациях дети выбирают предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.
Несколько примеров таких методик.
«Два дома». Ребенку предлагают рисунки: один домик красивый, большой, светлый, а другой – маленький, черный и невзрачный. Просят представить, что красивый дом принадлежит ему и туда можно приглашать всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».
«Капитан корабля». «Если ты капитан корабля, кого из группы возьмешь в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? Кого ты не возьмешь с собой в плавание, оставишь на берегу?»
«Добрые волшебники». Дети садятся в круг, воспитатель рассказывает сказку. «В одной стране жил злой волшебник - грубиян». Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети,давайте попробуем их расколдовать». Воспитатель просит помочь ему : «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.
«Конкурс хвастунов». Дети садятся в круг, воспитатель объявляет : «Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие манеры.
«Волшебные очки». Воспитатель объявляет : «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примеряли эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».
Так же не меньшего внимания заслуживает проблема влияния личностных характеристик воспитателей на особенности взаимоотношений детей в условиях группы детского сада.
Изучение этого аспекта общения педагога с детьми особенно важно еще и потому, что дошкольники, взаимодействуя, общаясь со взрослыми, усваивают способы поведения, общения путем подражания, в результате которого переносят характер и особенности поведения взрослого в свою среду. Внутренний мир, мир собственных желаний начинает выделяться позже, чем внешний мир, и это происходит на основе общения ребенка со взрослым, а не до него. Процесс общения с окружающими, установление доброжелательных отношений зависит от многих факторов, одним из которых является нервно-психическое состояние личности в процессе жизнедеятельности и в момент взаимодействия с окружающими. Учитывая особенные отношения воспитателей с детьми дошкольного возраста, а именно подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки, мы обращаем внимание на личностные особенности воспитателей, их психологическое здоровье. При этом, несомненно, важным считается сохранение психического здоровья детей посредством уменьшения конфликтного напряжения в группе детей и оптимизации стиля руководства детским коллективом со стороны педагога.
Обращаясь к системе дошкольного воспитания, можно отметить, что многие дети с нежеланием посещают детский сад, объясняя это трудностями взаимоотношений со сверстниками, отрицательными сторонами отношения воспитателя и формальным, не учитывающим их индивидуальных особенностей режимом детского сада. В совокупности эти значимые факторы приводят к низкой личностной и социально-психологической адаптации детей, что не способствует их полноценному психическому развитию, а в ряде случаев, является источником тревожности детей и во всех случаях неблагоприятно отражается на последующей адаптации к школе.
В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому для нас представляет особую важность исследование особенностей личности воспитателя как средства социально-психологического воздействия на коллектив.
Тест «Какой я воспитатель?»
На вопросы отвечают так: да, скорее да, скорее нет, нет.
1. Довольна ли я собой?
2. Способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позицию другого?
3. Как я переношу критику, необходимую для моего профессионального роста?
4. Какой мои воспитанники видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?
5. Интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела и обязанности?
6. Ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер занятий, если не вижу у детей ожидаемых результатов и реакций?
7. Пробуждает ли мой стиль воспитания интерес к обучению у дошкольников?
8. Знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?
9. Считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?
Поставьте в 1 и 9 вопросах за ответы: да – 0, скорее да -3, скорее нет – 7, нет – 10 очков. В остальных случаях наоборот: да: -10, скорее да – 7, скорее нет – 3, нет -0. Подсчитайте сумму.
100 – 75 очков. Вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этих требованиям: уверены в себе, считаете себя способной изменяться, работать над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью ребенка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным.
75 – 55 очков. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка, стремление изменяться, развиты у вас чуть ниже желаемого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.
Ниже 55 очков. Вы многое не совсем верно понимаете в профессиональном труде воспитателя. Следует задуматься, проанализировать работу, ее результаты, вашу удовлетворенность ею.