Галина Родченко
Конспект НОД «Международный день птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Международный день птиц» с детьми 7 года жизни.
Цели:
1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;
2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;
3) Закрепить с детьми обрядовые песни - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;
4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.
Публикация «Конспект НОД „Международный день птиц“» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- День птиц. Конспекты занятий к 1 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Тип занятия: закрепление полученных знаний.
Педагогические принципы:
– учет индивидуальных и возрастных особенностей;
– принцип доступности;
– принцип развивающего обучения;
– принцип рефлективности.
Сопутствующие методы:
– игровой;
– объяснительно – иллюстративный;
– частично – поисковый;
– практический.
Способы оценки результатов:
– анализ;
– самоанализ;
– рефлексия;
– подведение итогов.
Предварительная работа:
беседы и наблюдения за птицами на прогулке, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.
Ход занятия.
Ребята, а вы знаете, что скоро у всех птиц будет «день рождения». Этот день называется «Международный день птиц». Поэтому, сегодня наше занятие будет посвящено птицам.
(слышится стук в дверь, входит Незнайка).
Незнайка:
Ой, здравствуйте ребята, мне сказали, что вы сможете помочь.
Воспитатель:
Незнайка, в чём мы тебе можем помочь.
Незнайка:
Скоро у птиц день рождения и мне Знайка поручил подготовиться к этому дню, но я ничего о птицах не знаю. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель:
Ребята поможем Незнайке?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Незнайка, присоединяйся к нам и мы тебе расскажем о птицах, которые прилетают весной.
Встаньте рядышком друг с другом
Словно месяц полукругом
И послушайте загадку
Дайте правильно отгадку.
Загадка.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Воспитатель:
-Ребята, расскажите Незнайке, что бывает только весной? (тает снег, расцветают подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, день становится длиннее, появляется первая травка, с юга прилетают птицы). Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают с юга. Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.
Закличка:
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам! (вместе с детьми подходим к иллюстрациям с птицами).
Посмотрите, какие красивые птицы изображены на нашем плакате. Посмотрите внимательно. Скажите, каких птиц вы узнали? (ласточка, кукушка, грачи, скворец, жаворонок, соловей.) - Дети поочерёдно показывают. Как, одним словом можно назвать этих птиц? (перелётные). А какие птицы прилетают из тёплых стран первыми? (грачи). Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.
А какие птицы прилетают последними (ласточки). А как вы догадались, что это ласточка? (У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это за птица?
Дети:
Скворец.
Воспитатель:
А как вы догадались, что это скворец? (Скворец весь чёрный, клюв прямой длинный; клювом скворцы добывают червяков, жуков из земли).
Воспитатель:
Это кто?
Дети:
Соловей.
Воспитатель:
А по каким признакам догадались, что это соловей? (Сверху соловей окрашен в тёмно-каштановый цвет, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый).
Воспитатель:
Ребята, расскажите Незнайке, чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост).
Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).
Ребята, а какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые). Из чего строят гнёзда птицы? (Из веточек, соломинок, глины, земли, из сухих травинок, лоскутков, пушинок). Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в кустах).
Ласточки строят гнёзда под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал это глина, земля, а склеивается всё слюной самой птицы. Ласточки прилетают к нам в середине мая.
Соловьи поселяются в густых зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивают гнёзда прямо на земле.
Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь птице.
Грачи строят гнёзда на высоких деревьях. Грач приносит ветки, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займёт другая пара птиц.
Вот, когда гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов). А кто заботится, высиживает, бережёт их? (Мама-птица-самка). Кто кормит маму и птенцов? (Папа-самец). Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники).
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кукушка».
К нам кукушка в огород
Прилетела и поёт,
Ты глаза не открывай,
Кто позвал, тебя, узнай!
Молодцы! А вы знаете, ребята, что птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Песни у птиц бывают разные. Иногда голос одной и той же птицы меняется. Для птиц весенние песни – это серьёзное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы.
А сейчас сядьте все на коврик, закройте глаза и послушайте пение птиц. Догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу». Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, весёлое, на душе легко и т. д.) Ребята, а кто хочет прочитать нам стихи про птиц?
Воспитатель:
А теперь, Незнайка, послушай какие стихи, знают ребята о птицах.
Чтение стихов.
1. Пестреет цветами опушка,
Плывут облака вдалеке,
«Ку-ку!» - напевает кукушка
В зелёном своём уголке.
«Ку-ку!» - отзываются эхом
И роща, и лес, и река.
И вешнюю песенку эту
Уносят с собой облака.
2. Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой,
И рано утром в тишине.
Запел о солнце и весне.
3. В зелени ветвей
Соловушка - соловей
Ночи напролёт песни нам поёт.
Льются песни без конца,
Лучше нет в лесу певца!
Молодцы, ребята!
Воспитатель:
Ребята, а вы умеете разгадывать загадки? Покажите Незнайке, свои умения.
Загадки.
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – (Грач).
2. Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (Ласточка)
3. Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
4. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее,
Кто же это? (Соловей)
5. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно, все ли птицы у нас на картинках перелётные? Кто здесь лишний? (Сорока)
Ребята, посмотрите, у меня на полянке сидит одна птица, давайте сделаем ей подружек, чтобы ей не было скучно. А чтобы у нас хорошо получилось, мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «птички».
Птички полетели, крыльями махали,
На деревья сели, вместе отдыхали.
У вас у каждого на столе лежат готовые заготовки, которые вы сделали вчера и сейчас мы с вами сделаем птицу. Посмотрите на мою птицу и скажите, из чего она состоит? (Голова, туловище, крылья, хвост, глаза, клюв) Можете приступать к работе. Какие красивые птицы у вас получились! Давайте посадим их на полянку к моей птице. Спросить у детей какая птица получилась.
Воспитатель:
И так, зачем, ребята нужны нам птицы? (они уничтожают вредных насекомых, жуков, мошек, радуют нас своим пением, внешним видом, чудной окраской своего оперения, являются санитарами леса, создают красоту природы).
Послушайте стихотворение.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Вот и подошло к концу наше занятие. Незнайка, мы тебе помогли? Ты теперь справишься с заданием? Подготовишься к празднику «Международному дню птиц».
Незнайка:
Да, ребята, теперь я всё смогу сделать. Большое вам спасибо, без вас бы мне не справиться.