Татьяна Теплоухова
Фотоотчет «Международный День пожилых людей. Наши любимые бабушки и дедушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный проект
для детей старшей группы на тему:
«Международный день пожилых людей.
Наши любимые бабушки и дедушки».
Паспорт проекта.
Структура
Содержание
Тема Международный день пожилых людей.
Наши любимые бабушки и дедушки.
Адресация проекта Проект предназначен для социально-коммуникативного развития детей старшего до-школьного возраста.
Публикация «Фотоотчет „Международный День пожилых людей, Наши любимые бабушки и дедушки“» размещена в разделах
Автор проекта Теплоухова Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ «Луговской Детский сад №5 «Рябинка».
Место проведения про-екта МАДОУ «Луговской Детский сад №5 «Рябинка»
Актуальность темы В настоящее время молодые семьи и предыдущее поколение зачастую проживают территориально отдалено друг от друга. В следствие этого дети испытывают дефицит общения с бабушками и дедушками. А старшее поколение все меньше и меньше принимает участие в воспитании молодого, передает свой опыт, делится сведениями о своей биографии, истории семьи, рода. Поэтому отмечать День пожилого человека в детском саду очень важно. Ведь этот праздник – дополнительная возможность воспитать у детей любовь, уважение к старшему поколению, укрепить внутрисемейные традиции, приобщить детей к культуре бабушек и дедушек, поделиться интересными историями из их жизни.
При участии в акциях, приобщенных ко Дню пенсионера, экскурсиях, организации совместной образовательной деятельности, выставок, через беседы, чтение художественной литературы, музыку, творчество, игры, посвященные любимым бабушкам и дедушкам, дети учатся эмоциональной отзывчивости, взаимоуважению, взаимодействию, желанию радовать и заботиться о старшем поколении, а также гордиться им.
1 октября отмечается Международный день пожи-лых людей. Решение об этом было принято Гене-ральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года.
Тип проекта Социально-творческий
По количеству обучающихся: групповой.
По продолжительности: коротко срочный (2 неде-ли)
Цель проекта Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению, как к уважаемым членам общества, носителям традиций, через приобщение их к активному сотрудничеству, разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.
Задачи проекта - расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.
- формировать интерес к своей семье и учить делиться своими впечатлениями, историями из жизни;
- развивать стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением;
- учить проявлять чуткое, ласковое отношение к ба-бушкам и дедушкам;
-включаться в общение с представителями старшего поколения.
Идея проекта Отсутствие тесного контакта детей со страшим по-колением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Гипотеза Если будут организованы условия, то дети научатся проявлять заботу, толерантность, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения, а бабушки и дедушки подключатся к передаче собственного опыта, традиций и способов взаимодействия.
Предполагаемые результаты проекта Дети интересуются историей семьи, историями из жизни бабушек и дедушек;
овладевают основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в общении со старшим поколением; проявляют заботу, толерантность, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения; используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; выстраивают речевое высказывание в ситуации общения со старшим поколением.
Продукт проектной де-ятельности Открытка бабушкам и дедушкам, стенгазета «Ря-дышком с бабушкой и дедушкой», выставка художественной литературы в книжном уголке «О бабушках и дедушках»
1 этап
Подготовительный
(информационно-
исследовательский Задачи этапа: постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
подбор методической литературы для реализации проекта;
подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций;
Педагог:
- информирует родителей о целях и задачах проекта, дает рекомендации родителям по
участию в проекте;
- беседует с детьми о празднике (День пожилого че-ловека). Направляет ход беседы к обсуждению во-проса о том, как и чем можно помочь бабушкам и дедушкам;
- читает художественную литературу, главные ге-рои которой бабушки и дедушки;
- проводит дидактические игры: «Назови ласково», «Закончи предложение».
- рассматривают иллюстрации, презентации о ба-бушках и дедушках
Дети:
- обсуждают важность бабушек и дедушек для каждого человека, беседуют о том, как
необходимо им помогать и заботиться;
- беседуют о празднике, предлагают варианты по-здравления (сделать открытки).
Родители:
- знакомятся с целями, задачами проекта, включа-ются в его реализацию.
2этап (практический)
Задачи этапа
Реализовать комплекс намеченных мероприятий;
Участвовать в выставках, акциях; Оформить стенга-зету совместно с детьми.
Содержание деятельности педагога:
- консультирует, направляет родителей на
участие в проекте;
- оказывает помощь детям в оформлении подарков для бабушек и дедушек (изготовление открыток)
- разучивает с детьми стихотворение;
- оформление книжного уголка;
-оформление выставки творческих работ пожилых людей
Содержание детской деятельности:
- разучивают стихотворение;
- просмотр презентации «Наши бабушки и дедушки», рассматривание выставки книг, главные герои которых бабушки и дедушки;
-составление рассказов о своих бабушках и
дедушках по фотографиям;
- изготавливают поздравительную открытку
Родители:
- приносят фотографии, где изображены дети со своими бабушками и дедушками;
3 этап Контрольно-регулировочный
Задачи этапа:
Анализ продуктивности реализации проекта Педагог:
- проанализировать положительные и
отрицательные стороны реализации проекта;
- собрать отзывы родителей об участии в реализации проекта
- подготовить рекомендации для выступления на педагогическом совете, на предпочтениях.
- оценить продуктивность
-закончить оформление проекта.
- оформление стенгазеты «Рядышком с бабушкой дедушкой…»
- Дети:
- дарят поздравительные открытки
Родители:
- дают положительную/ отрицательную оценку - выражают желание продолжать опять участвовать в проектах.
Основная часть.
Пояснительная записка.
Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приво-дит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.
Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства. Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.
В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.
Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формирова-нию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?
Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи созда-ния проекта.
Комплексно- тематический план работы
Тема Цель, задачи Формы работы
«Бабушка рядышком с дедушкой»
Дать представление о международном празд-нике «День пожилого человека». Способствовать освоению детьми перво-начальных представле-ний социального харак-тера на основе формирования семейной принадлежности.
Информировать родите-лей о роли старшего по-коления в
воспитании ребенка
Беседа. Рассматривание репродукций картин на те-му: «Пожилой человек». Просмотр презентации «Наши бабушки и дедуш-ки». Просмотр мультфиль-ма «День рожденья бабуш-ки».
Консультация для родите-лей. «Роль бабушек и деду-шек в воспитании дошколь-ников».
Чтение художественной ли-тературы А. Барто «Было у бабушки сорок внучат», «Бабушка».
Слушание песни «Бабушка рядышком с дедушкой» Р. Паульс.
Оформление книжного уголка.
Консультация «Роль бабу-шек и дедушек в воспитании дошкольника»
«А моя бабушка (де-душка…»
Учить ребенка использо-вать речь для выражения своих мыслей по поводу взаимоотношений со старшим поколением. Развивать связную речь, умение грамматически правильно строить предложения.
Воспитывать гордость за своих близких.
Учить детей оформлять в единую композицию собранные материалы. Воспитывать бережное и чуткое отношение к са-мым близким людям, потребность радовать их добрыми делами. Учить детей слышать и понимать мелодику и ритм стихотворения, выразительно декламировать его, передавать свои чувства к бабушке. Подводить к пониманию, что выразительно исполнен-ное стихотворение до-ставит радость и удо-вольствие бабушке. Беседа с рассматриванием фотографий «Мои люби-мые» (рассказы детей о своих близких и родных пожилых людях, как их зо-вут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время).
Интервью детей. «Почему моя бабушка лучше всех?», «Какие мои бабушка и де-душка?»
Организация выставки фо-тографий «Рядышком с ба-бушкой дедушкой…».
Изготовление стенгазеты «Бабушка рядышком с де-душкой».
Разучивание стихотворе-ния «Моя бабушка»
Мы заботимся о ба-бушках и
дедушках
Познакомить детей с различными ситуациями, происходящими в ходе повседневного общения взрослых и детей, обога-щать опыт проявления любви и заботы о пожи-лых людях. Стимулиро-вать желание делать что-то хорошее, полезное, доброе для близких лю-дей. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки».
Дидактические игры «Назо-ви ласково», «Закончи предложение».
Игра со строительным мате-риалом «Дом для дедушки и бабушки».
Наши руки не
для скуки
Познакомить детей с «дворовыми» по-движными играми «Горелки», «Казаки-разбойники»,
«Лапта» и др.
Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким, потребность радовать их добрыми делами и подарками. Подвести детей к пониманию, что подарок, изготовленный своими руками дорог и важен для близких.
«Игры, в которые играли наши прадедушки»
Педагогическая игровая си-туация - игра на развитие мелкой моторики рук - «По-можем бабушке» (наматывание ниток в клубок). Изготовление подарков (изготовление открыток) ко дню пожилого человека.
Слушание песен: «Бабушки-старушки» В.
Добрынин; «Бабушка и де-душка» исп. Детский хор.
Заключение
Оценка результатов проекта:
• дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабу-шек.
• проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
• проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.
• понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект был успешно реализован, учитывая приобретенный опыт и соответствующие корректи-ровки, он может быть снова запущен в работу.
Список использованной литературы.
1. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 4-5 лет. – СПб, : «ИЗ-ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014.
4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 1/авт. -сост. С. Д. Томилова – М. : Астрель,2009.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2013.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») : учебнометодическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.
Приложение 1
Стихи и рассказы к проекту.
Л. Толстого «Старик сажал яблони» :
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Л. Квитко «Бабушкины руки»
Я с бабушкой своею Дружу давным-давно.
Она во всех затеях Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят, Все что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак, Так грубо трут ступеньки, Ласкают нежно так.
Проворные - смотрите,
Готовы день-деньской Она плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер - тени
Сплетают на стене
И сказки-сновидения Рассказывают мне. Ко сну ночник засветят - И тут замолкнут вдруг. Умней их нет на свете. И нет добрее рук
.
И. Муравейка «Я сам пахал»
Я ходил сегодня в поле, Сам на тракторе пахал: Деда мой хороший, добрый, - Покрутить он руль мне дал.
И сказал, чтоб рос быстрее…
Кончу школу, и тогда –
Свой стальной, могучий трактор Он отдаст мне навсегда.
Е. Гомонова «Бабушка моя»
Самые красивые Кто растит цветочки? Самые красивые Свяжет кто носочки? Бабушка, бабушка, Бабушка моя.
Бабушка, бабушка, С праздником тебя!
Р. Рождественский. «Моя бабушка»
Со мною бабушка моя, И значит, главный в доме — я, Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол И полотенцем чистить пол. Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет. Я уже проверил.
Наталья Майданик «ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ»
С бабушкой моей вдвоем Очень дружно мы живем!
Вместе ходим мы гулять, Вместе мы ложимся спать, Вместе моем мы посуду -Правда, правда!
Врать не буду!
Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать
-Будет бабушка мне хлопать, Ну, а я - кружиться, топать!
Не капризничать стараюсь, Слез не лью, а улыбаюсь
-С ней большие мы друзья, Потому что мы - СЕМЬЯ!
Я гулять пошёл во двор. Перелез через забор,
И, оставил на заборе
Полштанины – вот так горе!
Как теперь пойду домой Я оборванный такой? Мама будет поучать,
Чтоб не лазил я опять.
Папа скажет: «Неумеха!
На штанах теперь прореха». Бабушка запричитает, Но штаны мне залатает.
Ну а дед, мой верный друг,
Обойдёт меня вокруг, Выведет меня во двор,
Перепрыгнет сам забор, Станет он меня учить –
С дедом весело нам жить!
Дедушкины руки, дедушкины руки! Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя. Знакомо тяжелое им и большое. Рабочие руки, в мозолях, бугристые, Рабочие и ослепительно чистые. Всё делают так хорошо и умело,
Как в поговорке: «В них спорится дело!»
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам!
Приложение №2
Рисовали красками бабушку и дедушку.
Рисовали карандашами бабушку и дедушку.
Лепили подарки для дедушек и бабушек.
Рисовали бабушкины салфетки.
Читали сказки про бабушек и дедушек
Инсценировали сказку «Репка»
Строили дом бабушки и дедушки
Делали открытки для любимых бабушек и дедушек.
Приложение 3
Консультация для родителей
Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков?
На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо от того, живут все вместе, одной семьей или порознь. Здесь доминируют совсем другие аспекты. Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!». А опыт выращивания своих собственных детей дает им основание думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке.
Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение. Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям.
Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими. Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания ребенка, необходимо развернуть именно в его сторону.
Давайте попробуем понять ребенка. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли она сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?». И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное —это понимание ребенка, принятие его тайн и детской озабоченности. Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и тер-пением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и отвести, наконец, в зоопарк. Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот.
К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей —все бабушки и дедушки —родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимоотношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно, к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного семейного клана, то другого.
Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Хотя по сути им, сорокалетним, наверное, хотелось бы почувствовать свободу. Во многом такое отношение определяет совместное проживание в силу отсутствия средств на отдельную квартиру у молодой семьи. Но даже, если бабушка живет отдельно, она частенько старается контролировать действия моло-дой семьи. Под этот контроль, конечно, попадает и такой важный аспект жизни молодой семьи, как воспитание ребенка. А с другой стороны, молодые родители, зачастую и рады «подкинуть» свое чадо в знакомые теплые объятья. Почему нет? Ведь это родные бабушка и дедушка. Они любят нас и наших детей, и соответственно практически обязаны заботиться о своих внуках и внучках. Такие сложные взаимоотношения в семьях, где живут несколько поколений, нередки.
Конечно, лучший вариант жить отдельно от родителей и встречаться с ними в дни праздников общих и специальных, семейных. При этом абсолютно не важно, вместе или раздельно живут эти три поколения. Отдельное проживание бабушек и дедушек отнюдь не уменьшает к ним любовь внуков при правильном воспитании со стороны родителей.
Самое главное —правильно построить взаимодействия между поколениями. Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани. Семейные традиции —это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи —все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет их сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи —воскресные чаепития в доме мамы, свекрови, тещи, комплексная заготовка продуктов для семей, празднование дней рождений всех членов семьи с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.
Традиции —лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку —уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.
Замечательный человек и педагог В. А. Сухомлинский вместе с коллективом
Павлышской школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим —«Десять Нельзя».
Создание семейных традиций —это работа. Не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в будни жизни вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений —это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи и ласке своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций.
Если в семье царит дух взаимоуважения, если родители ребенка почитают своих родителей и формируют у него уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежного «вложения» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА
В родительский блокнот
Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи.
Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания —это родители.
Проявляя уважение к старшему поколению, вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости.
Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности.
Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут.
На заметку бабушке и дедушке
Помните, что вы —основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства».
Не забывайте о том, что старость —это мудрость.