Сание Ягяджик
Методика проведения диспутов, дискуссий для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на тему: «Методика проведения диспутов, дискуссий для детей с ОВЗ».
(опыт работы проведения диспутов, дискуссий).
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Методика проведения диспутов, дискуссий для детей с ОВЗ» Перед педагогами стоит важнейшая задача: научить детей правильной передаче информации в любом виде речевого общения. Ребёнок должен в жизни и учебной деятельности по мере возможности уметь понятно высказать свою мысль (вести диалог, монолог, уметь доказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу (спорить, дискутировать, а также уметь убеждать своего собеседника в неправильности его мнений. И всё это посредством речи. Воспитанники моего класса испытывают трудности в ведении дискуссии. Чаще всего она перерастает в обычный спор, целью которого становится не нахождение истины, а обычное отстаивание своего мнения, пусть даже и неправильного. В своей внеурочной деятельности для развития у воспитанников коммуникативной компетентности, обучению умению доказывать, апеллировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать, использую дискуссионные методы обучения. Для моих воспитанников такая форма деятельности более доступна, так как диспут - это подготовленное действие, а дискуссия может возникнуть спонтанно.
Темочки:
Воспитанники, участвуя в дискуссиях, приобретают навыки, которые им нужны в жизни, учатся строить своё поведение с учётом позиций других людей.
Приведу несколько важных моментов для организации дискуссии :
1. Дискуссия не требует долгой и тщательной подготовки.
2. Нужно требовать от детей доказательств их точки зрения.
3. Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.
4. С помощью воспитателя или самостоятельно воспитанники могут сами составлять дискуссионные вопросы.
В проведении дискуссий применяю групповую форму работы, которая помогает воспитаннику создать условия для формирования ключевых компетенций, таких как: коммуникативная, информационная и умение работать в команде.
В своей работе с детьми применяю разработанные для них памятки:
1. Выбор темы.
2. Выскажи свое мнение и докажи его.
3. Говори просто и последовательно.
4. Спорь честно.
5. Не повторяйся.
6. Уважай того, кто спорит с тобой.
Для проведения дискуссии и принятия решений можно использовать такой пример как «Светофор» Каждый воспитанник получает карточки, педагог зачитывает тезисы по одному, и воспитанники, согласные с тезисом, поднимают зелёную карточку. Несогласные – красную. Сомневающиеся и воздерживающиеся от решения – жёлтую. Всякий раз необходимо предоставлять детям несколько минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения, воспитанники просят обосновать положительную
или отрицательную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису.
Пример темы дискуссии : «Ссора, неуважение друг - друга»
Можно предложить самостоятельно выработать правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно решить проблемы. Воспитанники предлагают свои варианты. Если ребята что-то не учли, воспитатель может предложить свой вариант какого-нибудь правила. Каждое из правил совместно рассматривается для того, чтобы все ребята поняли его смысл и разобрались, в самом ли деле оно необходимо. Ребята моего класса приняли правило: “Уважать всех, и в первую очередь говорящего”. Формулировка достаточно абстрактная, задается вопрос: “Как это – “уважать”? И, подумав, ребята определили: “Не перебивать, не смеяться, внимательно слушать”.
Дискуссия : «Хорошие и плохие дела».
Воспитанники делятся на две команды. Первая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Вторая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.
Затем идет обсуждение, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками. Но каждый раз, выбирая то или иное поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Чтобы обсуждение проходило эффективно во время дискуссии, и дети говорили не все одновременно, используется приё м: воспитанники передают колокольчик друг другу во время ответов. Круг, находится всегда в одном и том же месте, дети уже привыкли обсуждать свои проблемы в кругу и сами с удовольствием пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Таким образом, у детей вырабатывается порядок действий в дискуссии. А педагогу остается направлять их, почувствовать момент окончания дискуссии, подвести итоги, и провести рефлексию.
Рефлексия, проводится следующим образом : Воспитанникам предлагается 3 вида сигнальных карт: красный, желтый и зеленый. Красный - я не удовлетворен дискуссией, желтый - я не все точки зрения понял, зеленый - я получил удовлетворение после дискуссии.
Применение данной технологии в работе помогли достичь следующих результатов:
1. Сплоченность коллектива.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Оценка результатов своей деятельности учащимися.
4. Повышение уровня культуры общения.
Данная форма работы позволяет насыщать информационное поле воспитанника позитивными образами, которые расширяют кругозор его знаний и побуждают его к созидательной деятельности.
Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф. М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием, понятно, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, приходит осознание, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».