Вера Батакина
Методика формирования у дошкольников с речевой патологией навыков выразительного чтения стихотворных текстов
▼ Скачать + Заказать документы
Заучивание стихотворных текстов в дошкольном возрасте играет большую роль в развитии и воспитании детей. При заучивании стихотворений развивается речь ребенка, его мышление, память, воображение, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется словарный запас и кругозор.
При заучивании стихотворений с детьми педагоги, зачастую, действуют по принципу многократного повторения. Данная методика призывает отойти от традиционного принципа, т. к. подобное повторение всего лишь эксплуатирует слуховую память и не задействует другие виды памяти (зрительную, двигательную). Все это снижает желание ребенка учить стихи и становится для него скучным, монотонным, рутинным делом. Заучивание стихов должно быть для дошкольника веселым, эмоциональным делом и быть похожим на игру.
Публикация «Методика формирования у дошкольников с речевой патологией навыков выразительного чтения стихотворных текстов» размещена в разделах
Этапы работы над выразительным чтением стихотворных текстов:
I этап: чтение педагогом стихотворения вслух с выражением и соответствующими интонациями.
На данном этапе педагог предлагает ребенку послушать стихотворение. Читать стихотворение необходимо максимально эмоционально, делая паузы там, где нужно, активно использовать мимику и пантомимику. Все это необходимо для того, чтобы ребенок проявил интерес к стихотворению и у него, в дальнейшем, возникло желание выучить его.
II этап: краткий анализ стихотворения вместе с ребенком (наводящие вопросы по содержанию стихотворения).
Пример: стихотворение Э. Асадова «Храбрая мама»:
1) О чем (о ком) говорится в стихотворении? (о птенчике, который выпал из гнезда)
2) Кто главные герои стихотворения? (птенец, кот, мама птенца (птица)
3) Эмоции героев (Что почувствовал птенчик? Какой был кот? Что чувствовала мама птенчика, когда увидела, что на ее детеныша собирается напасть кот)
4) Кто помог птенчику? Что случилось с котом и почему?
5) Понравилось ли тебе стихотворение? Что ты почувствовал, когда слушал это стихотворение? Хотел бы ты выучить это стихотворение наизусть?
Здесь также важно учитывать некоторые требования к подбору стихотворений. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Оно должно привлекать своей музыкальностью, яркостью образов, приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание слышать его еще раз. Ещё одно немаловажное требование – это создание мотивации (выучить стих к празднику, чтобы рассказать маме (папе, бабушке, подготовить к конкурсу и т. д.).
III этап: повторное чтение стихотворения педагогом.
Педагог выразительно, не спеша читает ребенку все стихотворение от начала до конца. На этом этапе окончательно выясняется, понимает ли ребенок содержание стихотворения (это способствует эффективному запоминанию, в доступной форме объясняются все непонятные для ребенка слова.
IV этап: совместное чтение стихотворения педагогом и ребенком (ребенок построчно, двустишиями, четверостишиями повторяет стихотворение за педагогом). Вариант повторения за педагогом зависит от способности ребенка запоминать. На данном этапе с ребенком прорабатывается дикция, проговариваются все трудно произносимые звукосочетания. Педагог следит за сохранением ритма и темпа, за тем, чтобы ребенок не торопился, четко проговаривал окончания слов, не пропускал предлоги и т. д. На этом этапе можно использовать метод мнемотехники (ребенку предъявляется серия картинок или картинок-символов (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, отражающих содержание стихотворения). Такой прием помогает ребенку вспомнить сюжет, не путая порядок событий, поддерживает опосредованную память, увеличивает продуктивность процесса запоминания. Это достигается за счет того, что при запоминании работает не только слуховое, но и зрительное восприятие. В своем воображении ребенок соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и, в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Слово наполняется содержанием, связывается с яркими образами и ощущениями для более легкого и прочного запоминания. Следует помнить: если мы используем мнемотаблицу первый раз, то каждый символ прорабатывается с ребенком подробно. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем он мог уже сам связать его с конкретным образом или действием. Метод мнемотехники будет особенно эффективен в работе с детьми-визуалами.
V этап: разбор эмоционального компонента и интонации стихотворения.
Этот этап предполагает подробный анализ чувств и эмоций каждого героя для более глубокого понимания смысла стихотворения и понимания того, с какой интонацией и выражением следует его читать. Ребенку предлагается поставить себя на место каждого персонажа по очереди, представить, что они чувствовали, мимикой изобразить эмоции каждого из героев, предложить подумать, а как бы ребенок повел себя на месте конкретного героя, поступил ли он так же или по-другому. За счет такого приема ребенок учится сопереживать героям, у него воспитывается чувство эмпатии. Следует обратить внимание ребенка на то, что от того, про какого героя в данный момент ведется речь, и будет зависеть с какой интонаций и выражением он произнесет эту часть стихотворения.
VI этап: чтение стихотворения в действии (с жестами, мимикой, пантомимикой).
Ребенку предлагается разыграть текст стихотворения, изобразить его в движении. Сначала педагог показывает, какие движения ребенок будет изображать на слова текста, а затем ребенок совместно с педагогом произносит текст и выполняет движения. Этот этап предлагает тщательную проработку жестов, мимики и пантомимики. Данный метод будет максимально действенным, если ребенок – кинестетик. Таким детям двигательный акт необходим, как опора для запоминания. Очень эффективно могут помочь запомнить текст стихотворения (особенно если в нем есть диалоги) различные видов театров с атрибутикой.
VII этап: рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Метод мнемотехники будет эффективным не только на этапе заучивания стихотворения, но и на финальном этапе, для того чтобы исключить запинки и паузы, которые возникают из-за того, что ребенок ещё недостаточно запомнил стихотворение или путает последовательность событий в нем.
Таким образом, в процессе заучивания стихотворных текстов по данной методике, максимально погружаясь в эмоции и чувства героев стихотворения, дети ненавязчиво обучаются выразительному чтению стихотворений, используя при этом ресурсы зрительной, слуховой и двигательной памяти.